Коты!
Всё сдала на отлично. Тридцать процентов удачи (знала хорошо первые двадцать билетов из пятидесяти - и вытянула
семнадцатый), тридцать процентов моих знаний и сорок - это моя научрук и Б.М. Первая дважды, как отважный тигрунчик, бросалась спасать меня от дополнительных вопросов. Второй практически
за руку провёл по всем трём в билете. Т. вёл со мной диалог, глаза его улыбались и вообще зла мне никто не желал.
Панический страх перед экзаменом и всё то время, что готовилась к ответу. Потом - разжим пружины, когда подошла к столу комиссии, посмотрела на своего научрука - и она ободряюще улыбнулась мне, кивнув; отвечать после этого, поверьте, эмоционально было
намного комфортнее. Поняла, что всё будет хорошо, ещё когда выходила, когда обернулась от двери, улыбнулась Б.М. - и он улыбнулся мне. И когда он потом вышел сразу вслед за нами с Дашей (которая отвечала блестяще,
а я просто попала в хвост её блеска) - и было это его устало-спокойное «Молодцы, девочки...»
{много Б.М., чужие монологи, самокритика и сантименты.}Потом, правда, на объявлении оценок он произнёс довольно горькую речь - и мы поняли, почему Т. вылетел из аудитории во время совещания и пронёсся по коридору негодующей молнией - «Поздравляю вас со вторым днём государственного экзамена. Вас, не нас. Так стыдно, как сегодня, нам не было несколько последних лет. То, что говорило подавляющее большинство из вас, не лезет ни в какие ворота. Заочники, которые и работают, и учатся, отвечали гораздо лучше вас. Скажу сразу: положительные оценки получили все. Но будь моя воля - половина из вас не была бы допущена к защите, но, увы, решаю не я один. Впрочем, мы виноваты сами, мы распустили вас, разбаловали. С некоторыми нужно было проститься гораздо раньше, ещё на первых курсах, но мы жалели - и тянули. Запомните: оценки, которые я сейчас назову, - это ваши оценки по десятибалльной шкале, чтобы вы понимали. <...> Правда, это касается не всех. Были и... где стоят девочки?.. Юля, Даша, было хорошо».
Если честно, мне потом казалось, что моё имя он назвал только для того, чтобы я не стояла с таким скорбно-напряженным, виновато-нахмуренным лицом. Потому что да - я тоже МОГЛА БЫ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ - а ещё мне обидно за них. За нашу высокую профессуру. За этих потрясающих педагогов от бога, энциклопедически знающих, талантливейших ученых. Которые вкладывались в нас. А на выходе получили - это. И Т. потом сказал Лёле, своей дипломнице: «Это было ужасно, я бы половине поставил два» (потому и не участвовал в объявлении, думаю).
А после мы пили шампанское в сквере под институтскими окнами - за то, что эти люди встретились на нашем пути. За то, как нам чертовски повезло узнать их и прикоснуться к тому, чем они владеют. И за то, что мы молодцы, - конечно, тоже.
Спасибо огромное всем, кто желал удачи, интересовался моими делами, кто меня комфортил (аландр, Юнкер, ЗИТА! Наденька, приехавшая специально, чтобы держать меня за руку, подсматривавшая в замочную скважину, пока я отвечала, и поймавшая меня в объятия сразу же на выходе из кабинета).
Всё. Теперь - шестого июня - защита.
P.S. Моя научрук после экзамена сказала: «Юля, ты не очень хорошо себя держала. Ты была очень испугана - и это было видно. Ты была очень растерянная и неуверенная, и твоя неуверенность будто бы сразу давала понять комиссии, что ты не знаешь материал. Ты должна быть увереннее, ты хорошо говоришь, нужно держать себя тверже. Я работаю с тобой пять лет и знаю, что ты можешь лучше. На защите меня не будет, если что - тебе придётся защищать себя самой, и быть такой испуганной там нельзя». Знаю, - ответила я. Я знаю. Я по жизни трепетная лань. Что делать и куда бечь.
P.P.S. Фраза «Я хочу замуж за этого человека» была вчера фразой дня.
— Я хочу признаться в любви этому человеку, - в спину уходящему по коридору Б.М., свистящим шепотом: - я люблю вас! Хочу за него замуж.
Даша:
— О, я бы, пожалуй, тоже, да. Но родители запретили мне мутить с теми, кто старше них.
— Мне мои - нет, - 
— Твои гораздо более либеральны.
Господи, мы говорили о женатом семейном мужчине за пятьдесят [лицоладонь].
И да. Я потом высказала Наденьке всю свою сердечную боль - что надо было на втором курсе быть смелее (ололо, смешно) и идти к Б.М. на курсовую. Сейчас писала бы у него - как минимум на его кафедре - диплом, а потом пошла бы в аспирантуру (к нему - пошла бы). Нет, я не жалею ни о том, на какой сейчас кафедре, ни о работе со своим научруком (она - изумительная), но если бы. Тогда была бы и аспирантура. Может быть. Сейчас же - не хочу.
P.P.S. Никогда не закончу этот пост, окей. Про «Мы все там живые люди» и платье же!
Ещё до экзамена стою у дверей кабинета, в коридоре пусто, все где-то бегают, я - читаю. Стою, уперев колено в стул (ноги-шпильки-всё-отлично). Б.М. проходит мимо, окидывает меня взглядом и, исчезая в дверях, бормочет в пол:
— Я же просил - скромнее...
МОЛОДЕЦ. ЗНАЧИТ, ВСЁ ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛА [покерфейс].
Он испытывал и проверял тебя на прочность, но ты ПОБЕДИЛА!
"не два, и ладно"; я амеба и почти в анабиозе.
Вот я сейчас подумала, что в идеале тебе надо на три дня забаррикадироваться в комнате и смотреть без остановки что-нибудь вроде Друзей, чтобы ни о чем не думать, но СЕССИЯ ЖЕ, СКОТИНА.
студенческие аушки вообще прелесть, а суровый Тарасов-препод мамана актуален как никогда.
ВОТ ПОНИМАЕШЬ. Такое AU должно быть в каждом фандоме. Это раз. ЭТО АДОВ КИНК. Это два. И да, Тарасов идеален в этом качество - это три. Но блеать, я ничего не знаю про матан - и я не смогу описать специфику ни одного факультета, кроме родного *ржет*. Ну ладно, могу выкрутиться с истфаком, наверное, но истфак и матан?!
второй раз не монпарнасс, о, спасибо огромное! Очень приятно).
*скрестила пальцы на удачу на защите*
ПОДАРОЧКИ ПРЕКРАСНЫЕ *дышит в пакет*, БЛАГОДАРСТВУЮ