Тем, кто так безрассудно влюблялся, будет проще в аду гореть. (с)
Однажды мы сидели в какой-то сушильне - я, Джордж, Линец и Юнкер, и тут зашла речь о моих твитах. А я тот ещё судорожный твиттераст, которому нужно фиксироваь каждый мало-мальски примечательный диалог и каждое мимолётное событие. Помнится, речь об этом заходила и раньше, но отчётливо я помню именно тот разговор, потому, возможно, накладываю их друг на друга. Возлюбленные девы сказали мне: ты, мол, искажаешь реплики, записываешь их не так, как они были произнесены, часто привираешь. На что я ответила: «Но так же лучше». Возникла пауза. А потом прозвучало: «Мы думали, что у тебя просто плохая память». «Нет, я делаю реальность более художественной».
Так возникла шутка, которую я сама люблю воспроизводить, почти горжусь ею: «Мора опять охудожествляет реальность». Ко всему можно отнести. От написания поста до соскребания варенья с чизкейка.
В этом вся суть. У меня хорошая память. Но многие диалоги и события в своём описании звучат лучше в несколько видоизменённом, отшлифованном или утрированном виде, и я не считаю, что это дурно. Реальность - плоская, жестокая, серо-коричневая, местами убогая, местами никакая, местами беспросветная. Она нуждается в том, чтобы быть лучше, ярче, острее, искромётнее. Как ответила мне на это однажды Аня: «Да, Мора, реальность должна. Всем должна. Мне должна, вам должна, только Барду не должна, у него уже есть Трандуил, куда красивее». Реальность должна быть красивее, понимаете? Но она не красива. Поэтому в своём личном мире, в рамках собственного восприятия я делаю её такой. Убираю лишнее из диалогов, глаже складываю фразы, порой меняю порядок слов, чтобы получилось художественнее, чтобы вышло что-то блестящее, по-настоящему достойное записи, а для меня, как ударенного головой райтера, жизнь равняется записи, вторая и создаёт первую. Искажение ли это? Конечно, в некоторой степени. Но искажение на благо, почти никогда не меняющее сути, но меняющее форму, ибо форма - важна, форма - всё. Это я готова отстаивать хоть на эшафоте. Неважно, что. Важно, как. Аминь. Реальность - бедна. Так нужно делать её богаче силой своих способностей, воображения, умений. Тогда она заиграет, как бриллиант на свету. На этом строятся история, литература, все искусства, все архетипы человеческого бессознательного.
На минуту: сейчас в комментарии может придти множество осенённых высшим светом людей, которые, обретя дзен, сообщат мне, что реальность ярка, прекрасна, многогранна, светла, что вокруг - океан хорошего, доброго и красивого, надо только открыть, наконец, глаза. Сразу: я верю вам. Я верю, что вы всё это видите, верю, что так и есть, правда, это не сарказм, клянусь. Но уверуйте на секунду и вы в параллельность вселенных, в то, что реальность, которую вижу я, гораздо более нищая и вязкая, в ней тесно, плохо, душно, низко. Нет правильной и неправильной реальности, по сути - нет ни вашей, ни моей, - есть лишь ваш и мой взгляд на реальность. Вот мой - он таков. И я всячески стараюсь улучшить его, как умею. Через придание «красивости». Через то, что иногда пытаюсь говорить, как драматургические героини - и так же заставляю говорить людей вокруг. Через то, что придаю бытовым событиям инфернальный символизм. Жизнь - бедная (снова сноска: в моём восприятии), ей не хватает писательского, книжного (не стесняюсь и не избегаю термина) охудожествления. Да, в своём максимализме я заявляю: не книги должны быть похожими на жизнь, жизнь - на книги, это взаимный симбиоз, одно порождает другое и зависит от него неизбежно, неизбывно. Упаси Бог, не пропагандирую, лишь сообщаю: для меня - так. Для вас - иначе. Это здорово, будем жить в мире.
By the way: читала тут на днях статью на какой-то - простите, не вспомню, какой - фильм Вырыпаева, встретила там фразу: «Его герои говорят не как люди, а как в пьесе» - и подумала:какая разница? а что плохого? Почему нет? Если так не говорят в реальности Вася и Клава из соседнего двора, то пусть говорят хоть в кино, кто-то же должен так говорить, должен обязательно. Я люблю, когда говорят, как в пьесе, я вобще люблю, когда всё так, как в пьесе, если бы могла, то, как в известном спектакле, просто жила бы «В пространстве Теннеси У.». Реальность и быт, жизнь и действительность не додают нам, не додают мне. Не додают мне Достоевского, Теннеси У., Булгакова, абсурдистов, вычурных драматургов современности. При этом заметьте: я не отстаиваю красоту как высокий штиль, я как раз люблю грязь (прямо-таки как в одноимённом фильме с МакЭвоем), люблю трэш, жетскач, изврат, самое больное и глубинное в людях, но: каким же эстетичным, красивым всё это умеет быть! Таким оно и должно быть в жизни. Жизнь, на самом деле, не такая? Знаю. Поэтому и делаю её - такой. Потому что она не дотягивает до моих критериев художественности.
Любить - так как у Фёдора Михайловича, как у Куприна в Гранатовом браслете. Идти к цели - так как у Толкиена. Погибать от бессмысленности, так как у Сартра. И никак иначе. Они создали мою реальность, реальность создала их, - уже нельзя разделить.
По сути, то, о чём я здесь распинаюсь - чистой воды декадентство. Это не проповедь и не мораль, потому так нажимаю на личные местоимения. Это лишь объяснение своей позиции, чтобы не возникало вопросов конкретно ко мне. Вымышленная, эстетизированная, болезненно напряженная, обострённая, фантазийная реальность для меня дороже и лучше реальности имеющейся (заметьте: она не менее, если не более, реальна). У меня был большой соблазн закрыть пост от комментариев, ибо предчувствую, что люди придут спорить и укорять меня в зашоренности и инфантилизме, но потому и решила: нет, всё сказала, объяснила, что это лишь частная точка зрения, и спорить не хочу. Реальность нужно охудожествлять. Так жажду жить. Но я не заставляю жить так других. Лишь в самом ближайшем круге ищу тех, кто: 1) будет разделять это (есть); 2) будет, наоборот, заземлять меня (есть).
Так возникла шутка, которую я сама люблю воспроизводить, почти горжусь ею: «Мора опять охудожествляет реальность». Ко всему можно отнести. От написания поста до соскребания варенья с чизкейка.
В этом вся суть. У меня хорошая память. Но многие диалоги и события в своём описании звучат лучше в несколько видоизменённом, отшлифованном или утрированном виде, и я не считаю, что это дурно. Реальность - плоская, жестокая, серо-коричневая, местами убогая, местами никакая, местами беспросветная. Она нуждается в том, чтобы быть лучше, ярче, острее, искромётнее. Как ответила мне на это однажды Аня: «Да, Мора, реальность должна. Всем должна. Мне должна, вам должна, только Барду не должна, у него уже есть Трандуил, куда красивее». Реальность должна быть красивее, понимаете? Но она не красива. Поэтому в своём личном мире, в рамках собственного восприятия я делаю её такой. Убираю лишнее из диалогов, глаже складываю фразы, порой меняю порядок слов, чтобы получилось художественнее, чтобы вышло что-то блестящее, по-настоящему достойное записи, а для меня, как ударенного головой райтера, жизнь равняется записи, вторая и создаёт первую. Искажение ли это? Конечно, в некоторой степени. Но искажение на благо, почти никогда не меняющее сути, но меняющее форму, ибо форма - важна, форма - всё. Это я готова отстаивать хоть на эшафоте. Неважно, что. Важно, как. Аминь. Реальность - бедна. Так нужно делать её богаче силой своих способностей, воображения, умений. Тогда она заиграет, как бриллиант на свету. На этом строятся история, литература, все искусства, все архетипы человеческого бессознательного.
На минуту: сейчас в комментарии может придти множество осенённых высшим светом людей, которые, обретя дзен, сообщат мне, что реальность ярка, прекрасна, многогранна, светла, что вокруг - океан хорошего, доброго и красивого, надо только открыть, наконец, глаза. Сразу: я верю вам. Я верю, что вы всё это видите, верю, что так и есть, правда, это не сарказм, клянусь. Но уверуйте на секунду и вы в параллельность вселенных, в то, что реальность, которую вижу я, гораздо более нищая и вязкая, в ней тесно, плохо, душно, низко. Нет правильной и неправильной реальности, по сути - нет ни вашей, ни моей, - есть лишь ваш и мой взгляд на реальность. Вот мой - он таков. И я всячески стараюсь улучшить его, как умею. Через придание «красивости». Через то, что иногда пытаюсь говорить, как драматургические героини - и так же заставляю говорить людей вокруг. Через то, что придаю бытовым событиям инфернальный символизм. Жизнь - бедная (снова сноска: в моём восприятии), ей не хватает писательского, книжного (не стесняюсь и не избегаю термина) охудожествления. Да, в своём максимализме я заявляю: не книги должны быть похожими на жизнь, жизнь - на книги, это взаимный симбиоз, одно порождает другое и зависит от него неизбежно, неизбывно. Упаси Бог, не пропагандирую, лишь сообщаю: для меня - так. Для вас - иначе. Это здорово, будем жить в мире.
By the way: читала тут на днях статью на какой-то - простите, не вспомню, какой - фильм Вырыпаева, встретила там фразу: «Его герои говорят не как люди, а как в пьесе» - и подумала:
Любить - так как у Фёдора Михайловича, как у Куприна в Гранатовом браслете. Идти к цели - так как у Толкиена. Погибать от бессмысленности, так как у Сартра. И никак иначе. Они создали мою реальность, реальность создала их, - уже нельзя разделить.
По сути, то, о чём я здесь распинаюсь - чистой воды декадентство. Это не проповедь и не мораль, потому так нажимаю на личные местоимения. Это лишь объяснение своей позиции, чтобы не возникало вопросов конкретно ко мне. Вымышленная, эстетизированная, болезненно напряженная, обострённая, фантазийная реальность для меня дороже и лучше реальности имеющейся (заметьте: она не менее, если не более, реальна). У меня был большой соблазн закрыть пост от комментариев, ибо предчувствую, что люди придут спорить и укорять меня в зашоренности и инфантилизме, но потому и решила: нет, всё сказала, объяснила, что это лишь частная точка зрения, и спорить не хочу. Реальность нужно охудожествлять. Так жажду жить. Но я не заставляю жить так других. Лишь в самом ближайшем круге ищу тех, кто: 1) будет разделять это (есть); 2) будет, наоборот, заземлять меня (есть).
Причем в большинстве случаев только тебе кажется, что в охудожествленном виде диалоги звучат лучше =))
Tintalle, учитывая, что ты - человек, с которым мы пару недель обсуждали в комментах бессмертие и вечность, неизбывную память и самопожертвование, - верю в твоё согласие). Конечно, книжность. Конечно, модель восприятия, перенятая извне. Но так тесно сплавившаяся со всем существом, с характером, с ядром темперамента, что уже не отделить. Мир должен быть тоньше, глубже, многослойнее, а, главное, нацеленнее на БЫТИЕ, а не на БЫТ, - вот каким он должен являться. Снова: для меня. И для таких же. Для тебя вот, наверное. Можно от этого лечиться и избавляться ради реальности, но... зачем? Что это даст? Мне лучше в той вселенной.
Извини, что говорю тут о себе)) Но я внезапно поняла, почему мне так не заходит твое охудожествление, хотя я всегда была согласна, что не искусство отражает жизнь, а жизнь искусство. Просто она у меня уже отражает. Такая, какая есть. Я и так всегда чувствую себя персонажем Сартра, когда мне плохо, барышней из чеховской пьесы, когда веду светскую беседу с малознакомым человеком, и героиней ситкома, когда роняю яичницу на пол или заканчивается туалетная бумага))
Вот только сейчас отловила эту мысль, бтв. Жутенько как-то.
Я не просто охудожествляю («охуежествляю», как говорит Катрусь), я довожу эффект ирреальности до предела. И только на пределе я ощущаю реальность настоящей.
Линец, какой пи*дец, на самом деде
Как после всего этого удовлетвориться бытом? нет, невозможно. Там дышать нечем
Tintalle, МАСТЕР И МАРГАРИТА! Прости, просто сейчас очень модно хаять этот роман и тех, кто его любит. В мейнстриме - считать МиМ мейнстримом и дном. А я сама прочитала МиМ в 12-ть лет, он мне, скотина, наравне с Ефремовым и Толкиеном подростковое бытие перевернул. «Сами всё предложат и сами всё дадут» и покой, не Рай, как ценность, - эти вещи запечатлены навеки. Но, да, опять же ирреальность, ничего общего с бытом, не смотря на всю острую булгаковскую сатиру. Слушай, обнимаю тебя, как могу. Инферно создаёт быт, не быт - инферно.
Там дышать нечем
Тесно. Тесно.
Вернее, так: быт можно взять за образец, за фундамент, за основу. Но только усилив его, накалив добела, получаем то, к чему привыкли.
Сама эта концепция не Рая и не Ада, но покоя, потому что это то, что по настоящему нужно некоторым. Когда к нам в универ приезжал Басилашвили, он довольно много говорил о романе, о Воланде и его отношении к Мастеру и Маргарите, как героям. Он говорил, что Воланд это не библейский Дьявол, ни в коем случае, он не творит зло, а наказывает зло и то, что он в итоге подарил Мастеру и Маргарите, вот этот самый покой, это был акт спасения лишних людей. Мне никогда и нигде не встречалось трактовки этих героев, как лишних людей, но ведь правда ведь, такие они и есть. И вот их, практически уничтоженных обществом он спасает и дает им то, что нужно
Ну я как бы исходя из этого разговора и писала коммент.
И они - да - лишние люди. Слушай, почему - нигде такой трактовки? То есть, они не герои гоголевской Шинели, конечно, их помыслы и цели выше, но всё же они вообще не вписаны в окаём, по Мастеру это очевидно. Так странно. Он ведь человек абсолютно не своего времени, никакого времени.
Я на выпуск писала экзаменационный реферат по литературе - по МиМ. Помню, как моя обожаемая преподаватель взорвалась, когда при ней Ершалаим назвали Иерусалимом. Никаких прямых сопоставлений! Булгаков хотел написать свою историческую реальность, но написал - шлифованную медь зеркала. Ершалаим, не Иерусалим, Га-Ноцри, не Иисус, Воланд - не Сатана.
Katrusia, ну так о том и речь. Повторяю, что сказала тогда: был ужасный год. Повторять не хочу ни за что. Человек мне не додал. Мне мало (было и есть). И это больно, без шуток. Но знаешь, что меня СПАСАЕТ? Грёбаное охудожествление. Когда я представляю себя героиней пьесы в рамках этой истории, мне легчает. Трусливый побег? Окей. Даже возражать не стану. Пусть.
Слушай, почему - нигде такой трактовки?
А вот не знаю, я ее первый раз на той лекции услышала и поняла сразу, что да, вот они кто. Не гоголевский тип, но немножко пушкинский и лермонтовский.
Да и Маргарита ведь тоже лишняя. Так любить, так посвящать и отдавать себя кому-то, быть опорой, быть надеждой и не иметь ни единого момента на слабость, потому что тогда Он не выдержит. Маргарита ведь выдержала бой, но вот только она стала ради этого королевой на балу Воланда, а такое не прощается. Тоже вот, слабостью такую любовь назвать или силой? Только вот покой нужен Ей рядом с ним, там где можно не быть опорой, а можно наконец просто любимой, спутницей.
У Булгакова - все зеркало, как история, которая повторяется, как люди, которые типичны и будут рождаться снова и снова, не совсем точные копии, но зеркальные отражения.
Я была на мюзикле "МиМ" и если забыть, что главные герои, которые, конечно, совсем не главные, хоть их имена и в заглавии романа, не выделялись вообще,были обычными, то была интересна трактовка интереса Воланда к Маргарите. Да и, образ был более дьявольским там, конечно, но в этом контексте, то что Маргарита отказывается от Дьявола и требует от него вернуть ей её любовника Мастера, символично, и еще один яркий мазок дает Маргарите, победившей это притяжение
Ну когда мы с тобой говорили, ни о каком охуижествлении и речи не шло, ты просто говорила, что это ад, и больше никогда и ни за что, и ничего тебе это не дает кроме ада и еще раз ада. Ну я так поняла по крайней мере. Или не правильно поняла или ты попривыкла и охуижествила уже и это =)
Это ваш дар и ваша привилегия, а не побег от действительности )
Это обогащение реальности, а не искажение )
Вот, кстати, да. Не смотря на всю свою локальную, очень точечную, насквозь привязанную к эпохе сатиру, Булгаков очень вневременной, до страшного. Так это вообще свойство гения - выходить за рамку времени.
Гость, amen.
Katrusia, ничего тебе это не дает кроме ада и еще раз ада.
Ну так да. Помню, как тогда сказала, больше плохого, чем хорошего. Я о том, что СЕЙЧАС я вот это всё романтизирую и охудожествляю в своей голове, для меня это УЖЕ история, пьеса, повесть, красивая, драматичная, такая, чтоб можно было пересказывать подружкам под бокал вина и многоопытно печально улыбаться. СЕЙЧАС я из неё уже создала сюжет. Как в сентябре начала создавать в Чаде, так и продолжаю до сих пор. Той, настоящей, болезненной реальности вообще даже касаться не хочу, она банальная и смешная, ну нах, я лучше создам себе охудожествлённую историю и буду помнить её.
Sinica, культ реализма! Культ любви к окружающей действительности, к «Как прекрасен этот мир,посмотрииии» - вот что мешает мне думать так, как вы говорите). Весь социум говорит: всё это блеф и ложь, окстись, всё ненастоящее. А мне не нравится настоящее, оно плоское, вот и выгибаю его, как могу. Но ваша точка зрения мне нравится, я её для себя постараюсь усвоить).
Так это вообще свойство гения - выходить за рамку времени.
Вне времени и одновременно во всем времени. Гений, да
Мне очень нравится ваша концепция «улучшения» реальности: вы абсолютно правы в этом — реальность необходимо подлатывать, искажать, менять под себя.
Я сама (извините, что о себе) — чудовищный эскапист: мне, например, с раннего детства было до тошноты противно жить в современности, всегда тянуло куда-то в далекие дали, в прошлый век, в позапрошлый, в мезозойскую эру, лишь бы не созерцать действительность. И я быстренько смекнула, что раз уж мне так не повезло родиться в это серое времечко, нужно делать его как можно более соответствующим твоим идеальным представлениям о мире и об обществе в целом. Так что мое жизненное кредо: «Будучи эгоистом с гедонистическими устремлениями, я предпочитаю жить в обществе, которое способно удовлетворить мои запросы, а чтобы оно было таковым — необходимо преобразовывать его под себя»
Вы, главное, не меняйтесь. Если вас полностью устраивает — как вы и сказали — подобное мировосприятие, то да будет так. Мне почему-то кажется, Юля, что большинство творческих людей мыслит так, как мыслите вы. форма - важна, форма - всё Ну восхитительно же сказано! Я просто подпишусь под каждым словом. Это к слову о Мариенгофе, Ивлине Во, Набокове — они исключительно хороши именно формой, в которой заключено содержание. Если было бы голое содержание — ну, так его и в реальной жизни достаточно.
В общем, хочу сказать, что вы определенно человек искусства.) И это здорово. Пусть все у вас с обеими реальностями будет замечательно
рэй солнце., а это и есть оправдание, Полина. Я вообще делаю это лучше всего на свете - оправдываюсь, ни один навык не отточен у меня так хорошо; всегда, перманентно, за всё, потому что во мне живёт глубочайшее ощущение того, что я живу не так, как принято, и мне регулярно нужно объяснять людям какие-то вещи о себе. Это сложно, на самом деле. И грустно.
А вот теперь я буду КРИЧАТЬ, высунусь в форточку и поору, Боже, откуда вы такая прекрасная. Потому что один из запланированных моих постов - об истории, вернее, о том, что её я люблю больше и глубже действительности, и на истфак когда-то не пошла из чисто рациональных причин, потом даже хотела получать вторую вышку, уже, правда, не хочу, не суть, в общем. Прошлое мне любезнее настоящего и уж тем паче будущего. История - прекрасна. Это всё - господь, да - от ощущения того, что твоё время тебе - чужое. У меня есть любимая шутка о том, что Бог ошибся с моим рождением приблизительно лет эдак на сто десять. Моё истерическое родство с некоторыми (некоторым) историческими периодами - то, что как раз и заставляет разумную меня верить в инфернальное переселение душ.
Но живу-то я здесь и теперь, все мы живём. Это время - и его эстетика! - мне не нравятся. Поэтому я делаю их такими, какие мне понравились бы. Но эта эстетика и эта ролевая модель не общеприняты, не одобряемы, понимаете? Потому и оправдываюсь. Мне не хватает вашей всеохватной максималистичной смелости, огня и меча. Я могу только извиняться, страдать из-за этого - но продолжать, продолжать, продолжать...
Форма. Да. Форма во главе угла. «Что» качует из эпохи в эпоху, «как» - изменчиво и его мы создаём сами, полновластны в нём. Это же чертова магия. Чистое волшебство оно, это «как».
И знаете. Спасибо вам за «человека искусства». Потому что на данный момент - да и вообще - мне очень нужно, чтобы кто-то, ну, пришел и убедил меня в этом, сообщил мне об этом, как о факте. Не как о том, что я сама о себе думаю (думаю и стыжусь этого, стыжусь и думаю, бгг), а как о наблюдаемом со стороны. Так что любви вам, Полина!
Я даже не знаю, что на это ответить, кроме: аминь. Хоть и тщеславно отождествлять себя с их героями, а всё же, думаю, сами мастера только порадовались бы, узнав, что своими героями кого-то успокоили и подарили неодиночество.