Да, о Дуэли МХТ и Добром человеке из Сезуана Таганки я отзывов не написала, а о спектакле Стыдно быть несчастливвым (по Володину) любительской студии Собеседник напишу. Во-первых, потому что это был мой первый спектакль непрофессионалов, во-вторых, потому что у меня к нему почти личное отношение - в этой студии играет моя коллега Таня. Месяцев с пять назад мироздание сделало затейливые кульбит и посадило по левую от меня руку «новенькую девочку». Неким чудом мы обе оказались совершенно повернуты на театре - каждая по-своему, я более снаружи, она - изнутри. И, боже, кажется, я теперь не смогу работать с этим человеком так, как прежде. Вчера я ясно осознала, почему их режиссер так яростно настаивает на том, чтобы она всё-таки попробовалась в театральный.
{more}В сущности, меня со вчерашнего вечера не отпускает мысль: как сложилась бы жизнь некоторых людей, если бы они не стали - по некой высшей прихоти - учителями, психологами, программистами. Или, возможно, именно талант, данный им, и был этой прихотью. Есть у Таниной семьи лучший друг Миша, я видела его лишь однажды и первая встреча оставила у меня не лучшее впечатление о нём как о человеке, потому и на сцену я в первый момент взглянула предубежденно, но как же быстро это прошло. Теперь мне, в сущности, глубоко всё равно, насколько он приятен или неприятен в общении, - он чудовищно талантлив. Чем, кем, где он был бы сейчас, пойди пятнадцать лет назад не в Педагогический, а в Щепку или Щуку? Играл ли бы он ещё лучше - или хуже? Или - очарование его игры было именно в том, что он любитель? Всё же продолжая держать в голове, что люди на сцене - не профессионалы, о нём я думала так в меньшей степени. И мысль эта довольно тоскливая, потому что: сколько таких студий в городе, стране, мире, и в каждой наверняка есть хоть один очевидно талантливый человек, но жизнь его когда-то совершили вираж - и они стали инженерами, врачами, слесарями, менеджерами, но только не актёрами. В этом есть какая-то очень горькая насмешка.
Сам же спектакль - это прекрасное сочетание володинской лирики, изящного юмора и органично вплетённой в контекст музыкальности. Ребята вообще оказались удивительно музыкальны. Этот дух «поздних послевоенных браков» и конфликта шестидесятых (почти - тургеневского) очень напомнил мне Белку Кима (роман в большей степени). Интеллигент из тех, о ком говорят: слабый, брак, сконцентрировавшийся на кухонных ссорах, поздние и стыдные, как непозволительная любовь, стихи в записной книжке, дочь, «внебрачной женой» живущая с вольнодумным художником (пустым или по-настоящему не понятым? мне очень импонировало, что ни режиссер, ни они не заострили на этом внимания, не в его сущности был смысл). Всё это смотано в один клубок - но как-то очень легко, без натужного напряжения.
Спектакль предельно и ожидаемо прост (до примитивного) и декорациями - черный фон, четыре куба, стол, скамейка, прост и игрой, и подачей, но были и прекрасные, оригинальные детали. Некоторые вещи царапали, но они же царапают меня и в театрах профессиональных. Чувствовалось, что режиссёр их - человек замечательно умелый и искренний, и из этих ребят он попытался - без внутреннего насилия - вытянуть по максимуму. Кто-то уходил в тень, но кто-то и сиял. О той же моей коллеге Тане: прекрасная, искренняя эмоциональность; эмоция, не натягиваемая на лицо, но поднимаемая изнутри - проживаемая или кажущаяся таковой. Это было замечательным открытием.
P.S. «Думаю, было бы неплохо, если бы ты сотрудничала с нами как автор. Сбрось мне что-нибудь из твоих вещей, я покажу Сереже [режиссеру]». Ох.
@темы:
Росчерком пера,
Театр,
Мысли вслух,
Точка зрения