Тем, кто так безрассудно влюблялся, будет проще в аду гореть. (с)
Не прошло и полутора недель, как я дописала отзыв (лучше поздно, чем, - ну, вы помните). Прежде, чем о конкретных элементах спектакля, - о режиссуре Романа Григорьевича вообще (помимо самого важного замечания о том, что я влюблена в неё беззаветно). Виктюк играет с теми спичками, с которыми никто (исходя из следования негласным правилам) больше по преимуществу играть не рискует. Взять хотя бы эту - из актёров на сцене выстроенную - четвёртую, пятую, шестую стену. С конца XIX века, т.е. с началом расцвета современного театра режиссёры в панике отказались от патриархальной модели игры лицом к зрителю, от прямой декламации в зал. Бытовой театр реалистичности ради ушел от этого почти совсем (за исключением моментов необходимых). РГ берёт негласно запретное и возводит в превосходную степень - до гротеска того уровня, когда понятия естественности и неестественности исчезают. Саломея (суд - более остального), R&J, Коварство и Любовь, Несравненная (кричаще!) - это выстраивание в линию. Разговор со зрителем? Скорее нет, чем да, потому что в этом нет заигрывания и куда больше отчужденности от зала, чем стремления к нему.

«Чтобы не как в жизни, не надо как жизни!» - как-то передала телезрителям канала «Вот!» Погорелова слова Виктюка. Линия - это более, чем всё остальное, «не как в жизни». Так много слов оттого, что в Несравненной эта игровая модель просто бросается в глаза. При этом она настолько филигранно нарочита, что ты можешь только одно: восторженно выдохнуть любимое и всеобъемлющее «Концепт!..»

Это же относится к пресловутому «черному заднику», от которого театр то уходил, то возвращался к нему (новое старое открытие Станиславского - чистый черный задник!), то вновь уходил, теперь возвращается снова (я не говорю о театре намеренно осовремененном и авангардном, там черный задник - одна из основ). Виктюк же, не поддаваясь веянием, использовал его от случая к случаю, добавляя лишь детали, и о боже, как же мне это нравится. К слову о сценографии: да, я фанат Владимира Боера как художника-постановщика, что не тайна, но бога ради, визуалистика, которую он создаёт, практически всегда гениальна в своей простоте и при этом символичности.

{more}

@темы: Росчерком пера, Высокое искусство, Ваша навеки, Театр, Эстетика, Влюбленное, Тайна любви сильнее тайны смерти (с), Лэнгдон раскачивал полку, Менестрель боя и песни, Гармонизируй и агонизируй, Дыши, бобёр, дыши, Эмоционально и физически прекрасные хомяки в полете, ТРВ, Воспоминания, События, Точка зрения

Комментарии
06.11.2013 в 14:39

до гроба пьян и вдрызг любим
солнце, скажи мне, а Роман Григорьевич случайно негде не пояснял, почему именно стулья в его спектаклях так часты и важны?
06.11.2013 в 17:11

Тем, кто так безрассудно влюблялся, будет проще в аду гореть. (с)
.Мелкий., ты знаешь, на моей памяти - нет, ничего похожего. Только как-то раз прочла в книге Мурзич, что РГ когда-то в чьем-то спектакле увидел, как обыгрываются стулья (а он тогда сам ставил Саломею, кажется) и сказал то ли их звукорежиссёру, то ли ещё кому: «А их мы украдём! Они мне нравятся!» :)
Вообще, думаю, что это попросту гениально простое: стулья функциональны, при этом настолько обыденны, что не отвлекают на себя внимание, не перетягивают одеяло, как делают это редкие предметы.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии