{more}Соц. пс. - отрасль пс., изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включенности в социум, а так же изучающая психол. характеристики соц. групп. Предмет:
— человек в группе, общение и взаимодействие между людьми (межличностное, личностно-групповое, межгрупповое),
— соц.-психол. особенности индивида в социуме (процессы, состояния, свойства),
— соц.-психол. характеристики групп (процессы, состояния, свойства). Соц.-пс. климат, атмосфера, напряженность. Свойства - конфликтность, etc. Процессы - лидерство, принятие решений, etc,
— массовые психические явления в больших соц. группах,
— психологические механизмы соц. влияний (установка, манипуляция, аттитюд?).
Объекты соц. психол.: индивид, соц. группа, общение и взаимодействие, механизмы влияния (?).
Цели: 1) изучение проблем общества и нахождение путей их решения; 2) методология исследований в соц. процессе; 3) изучение проблем индивида, группы.
Методы: эксперимент, наблюдение, биографический, анализ продуктов д-ти, СОЦИОМЕТРИЯ, групповая оценка личности, экспертный метод.
Социализация - процесс и результат социального развития личности. Усвоение и воспроизведение соц. опыта. Три стадии развития личности в процессе социализации по А.В. Петровскому:
1) адаптация (вхождение в мир людей). Институты - семья, ДОУ, школа, среднее проф. обр., ВУЗ, работа;
2) индивидуализация (обособление индивида, вызванное потребностью персонализации; наступает в пубертат);
3) интеграция (достижение баланса между человеком и обществом).
В психоанализе социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Не ориентированные на фрейдизм школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации в период юности. Так же социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности )взрослый возраст). Можно выделить три основные стадии:
1) дотрудовую:
— ранняя социализация, охватывающая период раннего детства;
— стадия обучения, включающая весь период юности.
2) трудовую. Весь период трудовой деятельности человека. Личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его.
3) послетрудовую.
Механизмы социализации:
— половая идентификация. Пол и гендер. Пол - биологическое, гендер - характеристики феминности и мускулинности. Половозрастная идентификация (не половая! половая - к двум годам, «Кто я, я - мальчик, я - девочка») - новообразование младшего подросткового возраста, включает в себя полоролевую модель, формирование гендерных ролей и установок; формируется к 14-15 годам. Почему половозрастная: поло- потому что модель поведения (вести себя как мужчина, как женщина), -возрастная потому, что осознание возраста - «Веду себя как женщина, но как маленькая женщина; как мужчина, но как маленький мужчина»;
— соц. оценка желаемого поведения в процессе соц. контроля. Социально одобряемое и не одобряемое поведение;
— конформность. Согласие, приспосабливаемость. Противоположность негативизму. Положительна с точки зрения адаптации, негативна в отношении лидерства (лидер не должен быть конформистом).
Проблема личности в соц. п.: АКТИВНЫЙ человек, имеющий возможность выбирать тот или иной стиль жизни (выбор зависит личностных и индивидуально-психологических качеств; их необходимо правильно понимать и учитывать). Активность - один из ключевых системообразующих признаков личности, в узком смысле - характеристика, определяющая интенсивность, продолжительность, разнообразие и частоту осуществляемых действий.
Другие ключевые системообразующие признаки личности:
— саморегуляция - способность личности к устойчивому функционированию;
— эмоциональность - совокупность качеств, определяющих динамику возникновения и протекания эмоц. процессов;
— побуждения как мотивационный компонент характера;
— потенциалы личности. Уровни развития по каждому потенциалу: эстетическому, познавательному, коммуникативному, морально-нравственному, творческому.
Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена.
Общение и взаимодействие:
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя:
а) передачу и обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками, etc, т.е. в целом - обмен и. (информацией), т.е. коммуникацию,
б) выработку единой стратегии взаимодействия и обмен действиями, т.е. интеграцию,
в) восприятие, познание и понимание другого человека, эмоциональные компонент, т.е. социальную перцепцию.
Средства общения: вербальные, невербальные.
1) Вербальные - язык, речь, вся 2-я сигнальная система. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию;
2) Неверб. - четыре основных компонента:
— оптико-кинетическая система знаков (мимика, пантомимика, жесты, внешний вид);
— паралингвистическая система (диапазон, тембровые характеристики, тональность голоса) и экстралингвистическая (паузы, кашель, смех, плач);
— организация пространства и времени (дистанция общения, etc);
— контакт глаз.
— такесика (прикосновения).
Интеракция - контакт, который обусловлен индивидуальными особенностями субъектов, спецификой ситуации, преобладающими стратегиями поведения, возможными противоречиями. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого и зависят от него. Продуктивность общения во многом определяется совместимостью субъектов.
Интерактивное общение включено в практическое взаимодействие людей (игру, обучение, труд) и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их д-ти.
Психологическая совместимость в социальной группе - осуществление взаимодействия в отсутствии психологического напряжения и при максимально возможной взаимозаменяемости и взаимодополняемости.
Процесс взаимодействия состоит из функциональных единиц взаимодействия (акты, действия). Впервые изучил Д. Мид. Действие состоит из четырех фаз: побуждения (первых стимулов к общению), уточнения ситуации (восприятия другого человека, ситуации и информации), непосредственного действия, завершения. Функциональная единица общения называется трансакцией (Эрик Берн) - взаимодействием двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается способ существования Я-субъекта (три основных эго-состояния: взрослый, ребенок, родитель).
Три основных стиля действий:
— ритуальный (задан культурой). Цель - подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о компетенции и т. п.
— манипулятивиый - желание управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою точку зрения.
— гуманистический - его целью является не изменить другого, а изменить представления обоих партнеров относительно объектов взаимодействия.
Интеракция как форма взаимодействия между индивидами через модель коммуникативного процесса по Гарольду Ласуэллу:
— тот, кто передаёт сообщение - коммуникатор;
— что передаёт - собственно, сообщение;
— как осуществляется передача - канал (по какому);
— кому передаётся - реципиенту или аудитории;
— эффект - эффективно ли.
Социальная перцепция (подробнее) - понимание и познание людьми друг друга. Инициирует общение и вступление в совместную д-ть. Л.С. Выготский: «Личность становится тем, что она есть в себе, через то, чем она представляется [является] для других». Основные механизмы соц. перцепции:
1) идентификация - способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнёра по общению;
2) эмпатия - эмоциональное сопереживание, отклик, понимание состояния другого. Осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения в н е ш н е г о происхождения этого переживания;
3) межличностная аттракция (привлечение). Форма познания другого, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему на основе симпатии. Установка на другого человека; обусловливает интерес людей друг к другу;
4) рефлексия - самопознание в процесе общения на основе способности человека представлять то, как он воспринимается другими;
5) каузальная атрибуция - механизм интерпретации и поступков и чувств другого человека;
6) коммуникативная компетенция - ЗУН успешного взаимодействия с другими людьми на основе их адекватной оценки через социально-психологические характеристики.
Межличностные отношения и общение, виды:
1) монологическое:
— императивное: директивное, через указания, требования и предписания;
— манипулятивное. Форма общения, при которой воздействие на партнёра осуществляется с целью достижения своих намерений и как правило скрытно. Партнёр в данном контексте часто называется жертвой.
2) диалогическое: равноправное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнёров по общению.
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп. Это имеет для личности 2 важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.
Группообразующие признаки: а) историчность, б) общая жизнедеятельность (сходность условий), в) стабильность существования.
Соц. группа - объединение людей, имеющих общий значимый соц. признак, основанный на их участии в некоторой д-ти. Обязательная система отношений, регулируемая формальными и неформальными социальными институтами. Соц. институт - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Группы:
1) большие. Большая с.г. - социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредовано психологическими механизмами групповой коммуникации. От 30-40 человек, но границы очень условны; рассчитываются в сравнении.
2) малые. Малая с.г. - немногочисленная по составу группа (от 2-х человек и больше, в среднем 7+/-2), члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов. Обычно в ней имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные. Если уровень развития группы высокий - это уже коллектив. Характеризуется контактностью и целостностью.
Виды групп:
— условные и реальные;
— постоянные и временные;
— средние (ими занимаются не очень много), малые, большие;
— формальные и неформальные;
— по роду деятельности: учебные, любительские, промышленные, etc;
— по степени развития отношения: от дифференциальных до коллетива;
— по значимости индивида: группы членства, референтные.
Референтность - значимость групповых норм, ценностей и оценок этой группы для индивида.
Структура малой группы:
— официальная структура (должностные инструкции, уставы, etc);
— коммуникативная ст-ра (приём и передача и., связи между членами);
— ролевая ст-ра (отношения, распределение ролей).
Структура социальной власти и влияния в малой группе: типы соц. власти:
— вознаграждение;
— принуждение;
— легитимная власть;
— экспертная в.;
— референтная в.
Лидерство и руководство:
Лидерство - феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных её членов. Лидер объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Оно:
— осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе;
— является элементом макросреды (так же, как сама малая группа);
— возникает стихийно;
— лидер - явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы;
— у лидера менее определенная система различных санкций, чем у руководства;
— решения принимают непосредственно по групповой деятельности;
— сфера деятельности лидера — в основном малая группа.
Может быть: 1) формальным лидерством - когда влияние исходит из официального положения в организации; 2) естественным лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера.
Три теории происхождения лидерства:
1) теория черт (харизматическая теория): качества лидера являются врожденными и образуют счетное множество.
2) ситуационная теория лидерства. Лидерство - это, в основном, продукт ситуации; то есть лидер - это тот, кто в данной ситуации адекватнее проявил нужную черту (хотя она может быть и у других). Полностью снимается роль активности личности лидера. Чтобы преодолеть очевидную противоречивость такой теории, Хартли предложил 4 модели для объяснения того, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:
— если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он станет лидером и в другой;
— вследствие воздействия стереотипов лидеры в данной ситуации начинают рассматриваться группой как лидеры вообще;
— человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, что повышает для него вероятность быть избранным вторично;
— отдельным людям свойственно «искать посты», и они ведут себя так, что им действительно «дают посты».
3) компромиссный вариант - системная теория лидерства. Лидер - это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. В лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.
Группа ждет от своего вожака выполнения основных системных требований, то есть что он:
— сумеет скоординировать ее активность;
— обеспечит безопасность ее членов;
— даст им веру в будущее.
Руководство:
— им осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
— связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды;
— целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры;
— явление более стабильное, чем лидер;
— имеет более определенную система различных санкций;
— процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой;
— сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Классификация Левина: стили руководства:
1) авторитарный - подразумевает жесткое руководство, распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения. Придерживающийся этого руководитель определяет всю деятельность группы, прописывает все технические приемы и действия;
2) демократический - группа в той или иной мере подключается к организации деятельности. Руководитель разрешает членам группы участвовать (и даже приветствует это) в определении содержания ее деятельности, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение. Позиция руководителя - «Первый среди равных»;
3) либеральный - руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения.
Конфликт: несогласие сторон, которые могут быть представлены индивидами и(или) группами людей. В процессе конфликта одна сторона пытается отстаивать свою точку зрения и мешает это делать другой стороне.
В развитии отношения к конфликтам можно выделить три этапа:
1) существование конфликтов. Общая оценка конфликта как исключительно негативного явления, крайне нежелательного в организации. Отсутствие конфликтов - один из критериев оценки качества организации. Ф. Тейлор и М. Вебер видели в конфликтах разрушительные свойства.
2) возможность устранения конфликтов. На этом этапе признавалось, что конфликты в организации неизбежны, так как имеют объективные причины. Однако возможно и необходимо стремиться к устранению или ослаблению разрушительных последствий конфликта.
3) анализ качества и последствий конфликта. Принципиально новой здесь является оценка конфликта, который не обязательно является негативным явлением. Бесконфликтное развитие не только невозможно, но и нежелательно, так как не позволяет выявить и использовать все возможности организации.
Конфликты:
1) внутриличностный. Такой конфликт может возникать в силу противоречий различных ролей менеджера, выполняемых им функций, содержания его труда, мотивации и психологического микроклимата в коллективе.
2) в межличностных конфликтах стороны могут быть представлены двумя индивидуумами либо группой и индивидом, либо двумя подгруппами одной группы (внутригрупповой).
3) наиболее масштабными являются внутриорганизационные конфликты. Их частным случаем может стать конфликт, где стороны представлены двумя группами данной организации.
По характеру последствий конфликта, его воздействию на эффективность деятельности организации различают:
1) функциональные (конструктивные) - ими являются последствия разрешения конфликта, приводящие к повышению эффективности деятельности организации.
2) дисфункциональные последствия.Оказывают негативное воздействие на организацию. Такие последствия могут выражаться в снижении степени удовлетворенности работой, ухудшении отношений внутри групп и между группами.
Структура конфликта:
— конфликтная ситуация;
— позиции участников;
— инцидент (пусковой механизм:;
— развитие конфликта;
— разрешение.
Социально-психологический климат (при изучении важны данные социометрии) -
— совокупность социально-психологических характеристик группы;
— преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
— характер взаимоотношений в коллективе;
— интегральная характеристика состояния коллектива.
ЦОЕ («ценностно-ориентационное единство», термин А.В. Петровского) - фиксация отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Этот слой групповой структуры позже описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой и пр.
— фиксированное отношение к деятельности;
— фиксированные собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью;
— фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.
@темы: Росчерком пера, Учебное, Копилка., Психология, А ларчик просто открывался
Ну, стадии - хоть две-то! - мы все, думаю, прошли