Бурлеск.
О стыд, кто <...>Единственное подходящее слово. Мулен Руж по Михаилу Афанасьевичу. Степень абсурда и концентрация игровых перегибов на пять минут хронометража превышают все допустимые нормы. Сейчас, побыв с минуту снобом, скажу, что очень люблю сериал Бортко 2005-го года. Не считаю его ни скучным, ни затянутым, - это подробная, постраничная, очень атмосферная и достойно сыгранная история. Но только на фоне бурлеска Кары я поняла, насколько же хорош сериал. Воистину, всё познаётся в сравнении.
Nota bene: я прекрасно отдаю себе отчет в том, что МиМ - это по сути своей фантасмагория. Но - ведь не только лишь. Сложилось впечатление, будто время и исключительно время съемки задавало тон: вдруг стало возможным на развалинах Советского Союза снять фильм о Христе по мотивам романа старательно затушевываемого многие годы писателя - и вся съемочная группа с головой кинулась в это небывалое, фантастическое «МОЖНО»
Единственные (естественные), кому я верила безоговорочно, это Раков (Мастер; лучший для меня Мастер, идеальное попадание), Дуров (Левий Матвей), Ульянов (Пилат) и, пожалуй, Гафт. Последний, ко всему прочему, мой совершенный Воланд с первых перечиток; именно таким я видела «иностранного профессора», читая. Хотя взрывы демонического хохота, кои насмешливо-ироничному Воланду присущи не были, иногда заставляли морщиться. Ещё был очень неплох Азазелло Стеклова. Остальное - мрак и ужас, а более всех - Вертинская. Красавица из дивных, что почему-то играла дешевую монмартрскую кокотку с задатками кокаинетки, которой регулярно защемляло лицевой нерв. Это был кошмар. Кошмар. Кошмар. Кошмар. О боже святый, КОШМАР.
Мне сразу вспоминалась Анна Ковальчук, Маргарита у Бортко. В ней было всё. Спокойная, холодная сдержанность. Несчастье женщины, которая, выйдя на улицу с тревожными желтыми цветами, не знала, броситься ли ей в реку от невыносимого одиночества - или прожить ещё один тускло-серый день. Вы увидели такое одиночество в глазах Вертинской? Я - нет. Я видела жеманницу. Любовь на грани благоговения. Колдовство. Королевское достоинство. Она сумела совместить всё. Вертинская же была хороша только в сцене после бала - и то пока ей снова не защемило нерв на крике «Фрида!».
Потом ещё: слишком мало времени. Временной лимит - вещь неблагодарная. Иди фильм хоть три, хоть четыре часа, - его было бы мало. Не говоря уже о тех двух с копейками, до которых его урезали показа ради. Вроде бы, практически всё есть, всё ключевое относительно схвачено, но это-то - неожиданно - и портит. Слова, фразы, действия гонят, гонят, гонят; три сцены за тридцать секунд, реплики без пауз и смысловых переходов; взаимосвязи, не зная романа, уловить невозможно. Ком. Очень остро ощущается, к тому же, что очевидно выпилены целые куски.
Далее. Мастер и Маргарита - это и сатира, и инфернальная фантазия, и крик писателя о тирании власти, и роман о любви, и христология, и история, и очерк современности (той). МиМ - десять романов в одном; десять алых линий. И сотня - смыслов. При этом целое, как ещё в начале прошлого века заявили гештальтисты, далеко не всегда равно сумме составляющих его частей, и на выходе МиМ - это гораздо больше, чем совокупность всего вышеназванного. И именно поэтому роман так сложно оживить и визуализировать; режиссер неминуемо возьмет ту сторону, начнет играть на той струне, которая ему ближе или выгоднее.
Лирическое отступление: при всём моём обожании к невероятному, космическому Виктюку - я не слишком люблю его постановку МиМ. Там изумительный кокон вокруг Бездомного, центровой фигуры спектакля, прекрасная Маргарита и дивный Воланд, лишь дергающий за ниточки, не более. Но: вся постановка - это один большой, простите, кукиш власти Советов. Сатирическая - и сильная! но - попытка опрокинуть коммунистическую идею. Не то чтобы я, как монархистка в душе, не разделяла этого взгляда. Но спектакль слишком политизирован, слишком о Власти, губящей Созидателей. Главными героями там на каком-то этапе становятся огромные бутафорские головы Ленина-Сталина. Здесь, впрочем, да, надо иметь в виду сложные многолетние отношения Романа Григорьевича со светлой коммунистической идеей и соответствующей партией.
By the way. Бал у Сатаны в постановке Кары. Ленин, Сталин и Гитлер среди гостей. «А эти же ещё живы!» - «А это специально приглашенные». Всё. Всё. Всё. Я завыла в ладони. Я хотела выключить. Мироздание, за что. Юрий Викторович, за что. Зачем этот цирк с конями.
К чему были ремарки о политике. Так же, как постановка РГ политизирована, фильм Кары - христологизирован. Говорил ли Булгаков о Христе и Дьяволе? Бесспорно. Но его «Иешуи Га-Ноцри» и «Ершалаим» - не Иисус, не Иерусалим - это не просто дань лингвистической аутентичности. Это немножко другая вселенная. Евангельская история - и всё-таки не евангельская. Иешуа МА - если и сын Божий, то ещё никак не богочеловек. Он трогательный, смешной, немножко жалкий, до разрыва сердца задевающий странник по прозвищу Га-Ноцри, казнённый на кресте. Кара снял, прости, Господи, Евангелие. Его Иешуа - Христос (не посмертно, при жизни). Вокруг его головы ореолом сияет свет. Он полон божественного достоинства.
Снова: стало можно снять фильм о Христе? Давайте же снимем! Даже если придётся усилить эффекты до невероятия.
Меня откровенно коробила попытка набить фильм христианством, как набивают пухом подушку. Христианская мысль Булгакова - тонкого, знающего, гениального, нервического Булгакова - заключалась не в Спасе Нерукотворном на песке перед скамейкой на Патриарших, не в Христе, претерпевшим страстей господних. Его идея, имхо, была в милосердии, и в болезненном страхе (нет греха страшнее трусости), и в искуплении, и в покое, и в созидании. Так к чему был этот образ, высвеченный на земле и затоптанный не в меру истерично-эксцентричным Бездомным, к чему были эти слова о Евангелии от Воланда и богочеловек, Мессия и Царь Иудейский - вместо Иешуа Га-Ноцри, лишь говорившего, что нет злых людей - и настанет на Земле царство истины?
Из всех светлых моментов, повторюсь, - Воланд, Пилат, Мастер, Азазелло, буфетчик Варьете в исполнении Кашпура. Может быть, Варенуха Брондукова и Римский Сергачева, но и то. Не более того. Да, Иешуа тоже был сыгран Бурляевым замечательно, и всё было бы отлично, играй он Иешуа, а не Христа.
И да, я, бесспорно, делала огромную скидку на начало девяностых, многое прощая касаемо технической стороны и оформления, но костюм Маргариты, на балу косплеящей Майкла Джексона, стал буквально вишенкой на торте в этом кабаре. К слову. Прочитала вчера в ночи, что Тарковский всю жизнь мечтал снять МиМ, и если бы решился - его Маргаритой была бы Терехова. Вы можете себе это представить? Боги! Что это была бы за Маргарита! Других было бы не нужно. Вовеки.
По итогам - попытка была похвальна. Актёрский состав - золото, пересыпанное алмазами. А вышел всё равно бурлеск - с редкими, редкими просветами. Я рада, что - когда не так давно его пустили на большие экраны - в кино так и не попала. Это были бы два часа состояния «длань-чело», а сидеть в зале с перманентным фейспалмом - всё-таки не comme il faut.
P.S. Два человека делят моё сердце пополам. Фёдор Михайлович Достоевский и Михаил Афанасьевич Булгаков. Посему я, бесспорно, пристрастна и придирчива. Но МиМ - любимый роман, с которого - сразу - начался для меня любимый писатель. И я требую многого. Было бы странно, будь оно иначе.
@темы: Маргарин идей, Этот адский пони тоже был там (с)., Перманентное кабуки, Маркером по кафелю, Горький осадок, но сахара не надо (с), Кино, Точка зрения
Да, Раков просто до...до последней точечки стопроцентное попадание в роль. Лучше просто не видел. Не может быть лучше
и если бы решился - его Маргаритой была бы Терехова. Вы можете себе это представить? Боги! Что это была бы за Маргарита! Других было бы не нужно. Вовеки.
о небо, у меня сердце зашлось вальсирующим темпом и не остановить.
Воистину, других Маргарит и не нужно было бы.
Вообще я бы посмотрел МиМ Тарковского...мне кажется у него бы получилось снять. И как раз таким тот факт, что он так и не решился делает мою уверенность практически полноценной.
о небо, у меня сердце зашлось вальсирующим темпом и не остановить. Воистину, других Маргарит и не нужно было бы.
Вот. Понимаешь. Я прочитала - и у меня аж всё перевернулось внутри. Её глаза, которыми - одними! - можно сыграть всех героинь. Её царственность. Её ведьмовство.
Тарковский не снял своего МиМ потому, что не мог многого представить технически, не знал, как перенести многие вещи на плёнку, - и идея так и осталась лишь очередной идеей. Гениальной и вызолоченной именно потому, что - не воплощенной.
у меня ровно наоборот - совсем не пошёл сериал Бортко, став образцом того, во что можно превратить экранизацию, если снимать построчно;
и дух захватило от 4-серийного фильма Кары. Потом кстати я смотрела его в кино, урезанным - это был кошмар.
У Кары тоже есть к чему придраться, но там было главное - дух, отсутствие которого угнетало в образцово-мёртвом сериале Бортко.
О Маргарите - тоже зеркальное впечатление ) на выходных зацепила глазом Ковальчук по ТВ, в сцене в подвале, куда Азазелло пришёл их травить, - она не то что не Маргарита, а просто не актриса )
а Вертинская была хороша )))
ну, это всё субъективная имха.
Хотелось бы, чтоб МиМ снимали с периодичностью "Анны Карениной" )
Ох, уж лучше редко, но метко).
Не знаю, может быть, если бы я посмотрела серийную версию, у меня было бы другое впечатление, но этот Мулен-Руж по мотивам любого романа у меня до сих пор горит на внутренней стороне век
Ох, уж лучше редко, но метко).
ну, она такая... дорогостоящая ) поэтому наши в ближайшее время вряд ли возьмутся...
а иностранцы может не раскусили. Хотя первая МиМ, которую показали по ТВ, была по-моему польская. До сих пор помню имя Маргариты - Анна Дымна )
domochag.net/pictures/dymna.php?page=1&rows=