понедельник, 05 ноября 2012
Да, понимаю, все пишут про Скайфолл, слишком много Бонда, Джеймса Бонда, в вашей ленте, но нельзя просто так (с) сходить на этот фильм и не возжелать написать о нём учебник по основам психологии и эмоционального воздействия. Я вчера не могла уснуть до третьего часа только потому, что где-то в два меня озарило и подбросило над постелью силой мысли, заключающейся в том, что:
Эта крэйговская франшиза очень циклична. Психологически циклична, с увеличением интенсивности каждого витка. И по-юнговски архетипична.
О двух женщинах. Слова, слова, слова.Я пришла к этому, когда внезапно поймала себя на мысли, что мне очень понравилась Северин, не смотря на всю хронометражную эпизодичность, она меня ударила, мне было её жаль. И следом - на мысли о том, как они похожи с Веспер Евы Грин. Чем, казалось бы? Первое и поверхностное - внешностью? Но лишь самую малость, отнюдь не достаточную для того, чтобы говорить о сходстве, и внешность Грин слишком индивидуалистична для сравнений. Историей? Но лишь по верхам, случайными горстями - роковой любовник, глубинно запрятанный страх (говорит ли Бонд, произнося «Я вижу, когда женщина боится и прячет свой страх», о Веспер?), смерть не от руки Бонда непосредственно, но пришедшая через него, словно через проводник. И потом я, наконец, поняла, что не даёт мне покоя. Одна-единственная сцена - единственная и главная. Когда Бонд стреляет и промахивается, и промах этот, пуля, раздробившая камень, - намеренный и намеренно.
Мгновенно вспыхивает в память Астон-Мартин (или не Астон-Мартин), мчащийся по темной трассе, и связанная Веспер поперек дороги, её поза, лицо, на мгновение выхваченное светом фар, зажмуренные глаза - и то, как Бонд выворачивает руль. Рискует ли он своей жизнью рефлекторно или осознанно, слетая с трассы, уже не столь важно, потому что этим он спасает её жизнь. И если в Казино Рояль Веспер не умирает под колёсами, хотя имеет на это все шансы, благодаря хорошей реакции Бонда, то Северин в Скайфолле не умирает от его руки потому, что он уже совершенно осознанно, продуманно, приняв решение не желает быть причиной её смерти.
Две женщины. Каждая могла погибнуть от его руки. И каждая выжила в тот непосредственный момент, потому что он не смог или не пожелал убить её. Помимо этого, не став непосредственной причиной смерти Веспер или Северин (он выворачивает руль; он промахивается), он этой причиной на момент описанных действий уже является: каждая в конечном итоге погибает из-за него. Каждая - из желания защитить его и/или сделать как лучше. У каждой при этом стоит за спиной другой мужчина. Каждого из этих мужчин (алжирского любовника Веспер и Сильву) Бонд потом уничтожает - по разным причинам, но это уже не существенно.
Между двумя этими женщинами огромное количество связей - и целая жизнь Джеймса Бонда. От истории с Веспер к истории с Северин он проходит отрезок личностного роста, которого не пожелаешь и врагу. А истории циклятся, повторяются, и помимо самых разных деталей сюжеты с Веспер и Северин отличает одно: промах Бонда абсолютно, совершенно, бескомпромиссно осознан.
К моменту, когда Северин предстаёт перед ним в роли живой мишени, он уже достаточно, безо всякого на то намерения, устелил свою дорогу трупами небезразличных людей. Он понимает, что заработал право выбирать - добавлять к этому числу ещё одну смерть или нет. Бонд Скайфолла стремится минимизировать потери, понимает, что «одной жизнью больше, одной меньше» - неверный принцип. Бонд Скайфолла научился не желать лишних потерь. И, заработав это право выбора, он - причина смерти столь многих - выбирает не убивать.
В моей интерпретации это - показатель страшного, горького, чрез тернии, ценой крови и жил, внутреннего роста. И неважно, что причиной её смерти, стартовой площадкой для её устранения, он уже стал, и через минуту Сильва убьёт её. Напрямую - это грех не на душу Бонда. Большой, серьезный его выбор.
При условии, разумеется, намеренного промаха, а я верю, что он был намеренным. Ещё и потому, что Бонд, как первоклассный игрок, обыгрывал этим ходом Сильву, свято верящего в его профнепригодность - и своим промахом Бонд подтверждает то, что Сильва думает; враг всегда должен считать, что ты слабее, чем ты есть.
@темы:
Росчерком пера,
Маргарин идей,
Маркером по кафелю,
Skyfall,
Кино,
Мысли вслух,
Точка зрения,
Черным по белому
Я вот теперь даже представить боюсь, Что будут делать дальше с Бондом. Скай - единственный фильм из бондианы, в котором мне крышу несет не от спецэффектов, наворотов. погонь и прочего. От подтекстов, поступков, темы, архетипов. С первых нолей прошло и правда очень много. И возврата не хочется. Но как герой будет жить дальше, что нам покажут... 4 года между Квантом и Скай...