Как играть «Служанок». Украдкой. Именно такое определение подходит больше всего. Обе актрисы, изображающие служанок, должны играть как бы украдкой. Но не потому, что слова, которые возможно произнести лишь в алькове, могут услышать соседи сквозь слишком тонкие перегородки или открытые окна, и не потому, что они озвучивают свои сокровенные мысли, которые заставляют их играть в эту игру, свидетельствующую о расстроенной психике: они играют украдкой для того, чтобы сделать свои слишком тяжеловесные речи более легкими, чтобы они перелетели через рампу. Жесты актрис должны быть сдержанными, словно подвешенными или прерывистыми. Каждый жест делает их будто бы подвешенными.
Неплохо, если иногда они будут ходить на цыпочках, сняв при этом одну или обе туфли, которые с большой осторожностью они, стараясь ни за что не задеть, поставят на стол или диван, – но не из опасений, что их услышат соседи снизу, а потому, что этот жест соответствует общему тону. Иногда их голоса тоже могут становиться как бы подвешенными или прерывистыми.
Эти две служанки совсем не стервы: они постарели и похудели под сенью нежности своей госпожи...Эти две служанки совсем не стервы: они постарели и похудели под сенью нежности своей госпожи. Нет надобности, чтобы они были хороши собой, чтобы с поднятием занавеса зрителям была предъявлена их красота, но в течение спектакля и до последней минуты они должны казаться все прекрасней. В начале на их лицах должны быть морщинки – тоньше жеста, тоньше волоса. Никаких сексуальных попок и грудей: они выглядят так, что могли бы давать уроки благочестия в церковных школах. Их взгляды чисты, совершенно чисты, ведь они ежедневно занимаются мастурбацией и выплескивают друг на друга всю свою ненависть к Мадам. Их прикосновения к предметам декораций подобны жестам юной девушки, собирающей цветущие ветки, чей образ мы лицемерно придумали. Их лица бледны и полны очарования. Они, конечно, несколько увяли, но с каким изяществом! Они не превратились в тлен.
Однако необходимо, чтобы этот тлен иногда проглядывал: скорее не в моменты ярости, а во время приступов нежности.
На сцене актрисы не должны проявлять свой естественный эротизм, подобно дамам из кинофильмов. Индивидуальный эротизм в театре подминает под себя спектакль. Просьба к актрисам не выставлять свои прелести на стол, как говорят греки.
Не вижу необходимости указывать на то, в каких местах надо «играть», а в каких быть искренними: они сами обнаружатся, а по мере необходимости их можно придумать.
Что касается так называемых «поэтических» моментов, они должны произноситься как нечто очевидное, подобно тому, как парижский таксист на ходу выдает жаргонную метафору: совершенно естественно. Она возникает как результат математической операции: без особой теплоты. Может произноситься даже более холодно, чем все остальное.
Целостность рассказа должна родиться не из монотонности игры, а из гармоничного сочетания разнообразных сцен, играемых совершенно по-разному. Возможно, режиссеру нужно выразить то, что я испытывал, когда писал эту пьесу или то, чего мне так сильно не хватало: некоего добродушия, ведь речь идет о сказке.
Не надо изображать «Мадам» преувеличенно карикатурной. Она не осознает, до какой степени она глупа, до какой степени постоянно играет, даже вытирая себе задницу, какая актриса этого не знает?
Эти дамы, служанки и Мадам, придуриваются? Как я сам, когда бреюсь или когда ночью подыхаю со скуки, или когда, как мне кажется самому, остаюсь один в лесу: это сказка, то есть аллегорическая форма рассказа, изначальной задачей которого, когда я его писал, было избавление от отвращения к самому себе, при этом я хотел показать, кто я сам есть, и в то же время я старался этого не показать, а второй целью было создать в зале чувство некоторой неловкости… Сказка… Нужно, чтобы в нее верили и в то же время отказывались верить, но для того, чтобы зрители сумели поверить, актрисы не должны играть реалистично.
Святы ли эти служанки или нет, они все-таки монстры, как и мы все, когда о чем-то грезим. Не знаю, что такое есть театр, но знаю точно, чем он быть не должен: он не должен быть описанием бытовых действий, увиденных извне: я иду в театр с тем, чтобы увидеть на сцене себя (в одном персонаже или с помощью многоликого персонажа, и в форме сказки) таким, каким не сумею – или не осмелюсь – увидеть себя или представить, но каким на самом деле являюсь. Значит, функция актеров в том, чтобы с помощью нелепых жестов и нарядов показать мне меня, показать меня голым, в радости моего одиночества.
Хочу подчеркнуть: речь не идет о защите прав челяди. Думаю, существует профсоюз домашней прислуги – нас Это не касается.
Во время постановки этой пьесы один театральный критик сделал замечание, что настоящие служанки так не говорят, как служанки из моей пьесы: да что вы об этом знаете? Я утверждаю обратное: если бы я был служанкой, говорил бы, как они. Иногда, по вечерам. Ведь служанки говорят так лишь иногда, по вечерам: их нужно застать за этим либо в моменты их одиночества, либо в моменты нашего собственного одиночества.
Декорации к «Служанкам». Это просто спальня дамы, слегка кокотки, но вполне буржуазной. Если пьесу играют во Франции, кровать должна быть с мягкой, но скромной обивкой – все-таки у нее есть слуги. А если пьесу будут играть в Испании, Скандинавии или России, спальня должна быть соответствующей. Платья должны быть экстравагантными, но без намека на моду, на эпоху. Возможно, служанки для своей игры чудовищно деформировали платья хозяйки, прицепив к ним фальшивые шлейфы, жабо, накладные груди и зады, но цветы должны быть настоящими, кровать – настоящей кроватью. Режиссер должен понимать – не могу же я все объяснять, – почему спальня должна быть почти точной копией женской спальни, цветы – настоящими, платьям чудовищными, а игра актрис – угловатой.
А если кому-то захочется сыграть эту пьесу в Эпидавре? Тогда трем актрисам достаточно договориться прямо на сцене, на глазах у зрителей, какие уголки они назовут кроватью, окном, гардеробом, дверью, трюмо и т.п. А затем пусть они скроются, чтобы появиться вновь в порядке, предписанном автором.
(с) Жан Жене.
Просто это - вот это вот - я сегодня читала в метро, как раз везла домой только что купленного Жене. И Служанки - всё, рай, погибель, шизофрения - читаются в голове уже только их голосами.
И Клер - голосом Жойдика.
При этом понимаешь, какой Виктюк гений в абсолюте. Он сделал из данного Жене материала - сильной, но просто странной пьесы - невероятность.
О как жить, о как жить.
"театр жана жене"?
я хочу служанок в бумажном варианте, но вообще их не встречала
читаются в голове уже только их голосами.
исключительно
И Клер - голосом Жойдика.
только так и никак иначе
О как жить, о как жить.
*еще раз перепроверила гастрольный график в надежде непонятно на что*
Нет, к сожалению, хотя очень хотелось бы, там ведь ещё и отрывки из Сартра о Жене.
А это просто: Жан Жене, пьесы. Из-во «Флюид», Театральная линия.
Там Служанки, Строгий надзор, Балкон и Ширмы. Она вышла ещё в 2011-м, но в магазинах появилась буквально недавно (я вот сегодня с полки забрала две последние, УДАЧНЕНЬКО). На Озоне есть, кстати.
причем преимущественно в интонациях записи 2007г
Это в нас закрепилось, как рефлекс...
только так и никак иначе
Я сейчас поймала себя на том, что не могу воспроизвести голос Солдаткина в голове за исключением финального диалога с апрельского спектакля и почему-то столь любимого мною «Шлюха!» Всё остальное - Жойдик.
о! спасибо за информацию!
не могу воспроизвести голос Солдаткина в голове
вообще ни одной фразы не помню,
только реплики из зайцева, блинсплошной жойдичек =) и слава богу
вообще ни одной фразы не помню, только реплики из зайцева, блин
Это вот да. Этого в голове навалом.
Вот сейчас в моих мозгах вертится «Я бил бабу!»
*преисполненная сознанием своей неинтеллектуальности ушла мыть полы*
«Я бил бабу!»
И последующий звук! Этот странный дивный звук!
Оооо, проду, проду!! =))
И знаешь, у моего маленького нежного мозга и раньше-то словосочетание "французские экзистенциалисты" не вызывало никаких умных ассоциаций, а теперь и подавно =) Но зато я научилась сходу без ошибок писать "экзистенциалисты" Хоть чем-то можно гордиться! =))
И последующий звук! Этот странный дивный звук!
*сидит и косплеит Илью*
Чорт, пойду и этот момент пересмотрю! =))
И последующий звук! Этот странный дивный звук!
и выражение лица там какое ыыыы *обреченно пошла пересматривать*
Там пошел какой-то экшен, сейчас помню только, что Кокто очень ревновал Жана Маре к молодому и красивому Камю, а тот всячески строил недотрогу *гогочет*. И за всем этим, помахивая красными перчатками, флегматично наблюдал Жене... Причем! Жене, кстати, ни разу не экзистенциалист, НО КОГО ЭТО ВОЛНУЕТ, ПРАВДА? *ржет*.
Но зато я научилась сходу без ошибок писать "экзистенциалисты" Хоть чем-то можно гордиться! =))
Кстати, да; и от зубов уже отскакивает
Katrusia, cecilia tallis, и мы ещё верим в то, что мы адекватные...
*сидит и крепится, пытаясь не пойти пересматривать про белые плавочки и голубой свитер*.
а красные труселя с быком?
Тетенька, кстати, в кассе оказалась такой прекрасной, делилась своими вчепатлениями (ну они в кассах все такие, мне кажется =) и когда спросила про "Мущин" она такая "А, это тот, что с Добронравовым и Глухарем?" - "Да, - повторила я с серьезной физиономией, стараясь не заржать и не сообщить, что там еще вообще-то и Жойдичек, - с Добронравовым и Глухарем" И на Глухаре все-таки заржала =))
Ооо, он там такой, такоооооой.
И, кстати, всю дорогу пырится на Зайцева. А Зайцев на него. Чо ваще за палево?!
*аплодирует стоя*
и не сообщить, что там еще вообще-то и Жойдичек
надо было
пырится на Зайцева.
не верит, что зайцев гей
А Зайцев на него
ну тут очевидно вообще
вот 9ая серия все-таки моя любимая
"А чо я все только на Виктюка хожу?" подумал он, проходя мимо билетной кассы, и в результате купил билеты на... *фанфары* "Все о мужчинах" и вахтанговский "Сирано Де Бержерак"
*модус касплок* НУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО! Очень далеко ушла
И да, мы - фандом, в смысле - единственные в России люди, для которых это прежде всего спектакль с Жойдиком - в первую, черт побери, ПЕРВЕЙШУЮ и чуть ли не единственную очередь)).
И на Глухаре все-таки заржала =))
Ты молодец, я заржала бы сразу *лицоладонь*.
Сашечка в белых ремешечках, жди меня!
*провалилась в небытие*
У меня, кстати, два билетика. Мора? *двигаед бровяме*
Ах, коварррная! Так я же завсегда, в общем-то, но:
- когда?
- и сколько я буду тебе должна?
почку не отдам.И, кстати, всю дорогу пырится на Зайцева. А Зайцев на него. Чо ваще за палево?!
Да он и к сиськам Насте своей когда подкатывает, тоже внезапно вспоминает Зайцева. Нормальный сериал, беспалевный. Беспалевнее только Никульча с Дольче и Габбаной
cecilia tallis, и люблю момент, когда он все рвется уйти из гей-клуба
Даааа! О боже, девы мои, давайте будем честны: нам нравятся ВСЕ моменты с артистом Сашкой
посетовала, что жодичек ушел, кассирша была не в курсе, мы с ней побеседовали на эту тему
У меня в такие моменты разрыв шаблона обычно: как, как, событие вселенского масштаба, а люди дышат, ходят, живут И НЕ ЗНАЮТ и не разделяют! *лицоладонь*
не верит, что зайцев гей
... потому что надеется?
как в том фике "а чо, кроме жойдика в служанках еще кто-то играет? я думала, это рабочие сцены реквизит выносят"
Нормальный сериал, беспалевный.
смотрела сейчас this means war и там чудное "а представь, вот все, как у нас с тобой, только с женщиной!"
нам нравятся ВСЕ моменты с артистом Сашкой
*стыдливо отводит глаза*
потому что надеется?
ты на зайцева посмотри! на что там можно надеяться? и, главное, ЗАЧЕМ?!
Ну, не всегда так так запущено, но в общем и целом...
"а представь, вот все, как у нас с тобой, только с женщиной!"
Божечки, мне кажется, это универсальная мультифандомная фраза - годится в обоснуй для всех виков! *умиляется*
*стыдливо отводит глаза*
Потому что да - или потому что тебе что-то таки не нравится?
ты на зайцева посмотри! на что там можно надеяться? и, главное, ЗАЧЕМ?!
А он любит худеньких, затюканных и большеглазых! *лицоладонь* Он четкий топ, что
годится в обоснуй для всех виков!
особенно если учесть, что второй так представить и не смог, да и не захотел
Потому что да
потому что да
А он любит худеньких
*отодвинула мороженое и втянула щеки*
затюканных и большеглазых
*съежилась и вытаращила глаза*
Был бы Ад кромешный
особенно если учесть, что второй так представить и не смог, да и не захотел
Я уже не помню, о ком мы говорим, поэтому: чой-то?
*отодвинула мороженое и втянула щеки*
*съежилась и вытаращила глаза*
*представляет этого странного совёнка-Сесилию, умиляется и гогочет на всю квартиру*
я бы не заметила
поэтому: чой-то?
так зачем?! у него в напарниках том харди! зачем на его месте представлять бабу?!
*представляет этого странного совёнка-Сесилию, умиляется и гогочет на всю квартиру*
на что только не пойдешь ради своей странной любви
Жаль, мне бы лишняя не повредила =))
1го июня. Если устроишься на работу, то 600рэ, если не устроишься, то подарю тебе в знак укора =)))
Даааа! О боже, девы мои, давайте будем честны: нам нравятся ВСЕ моменты с артистом Сашкой
У меня слабость на все, из чего состоит Солдаткин, ага? =))
Два трясобулкиных! Представляешь? Два!
АААААААААААААА!!! Я представила! На ночь глядя!! За чтоооо??!!
я бы не заметила
Ну в самый страшный момент булкотрясения Жойд не спасет, бо его нет на сцене! =((
звучит это как-то... анатомически
Ну в самый страшный момент булкотрясения Жойд не спасет, бо его нет на сцене! =((
закрыть глаза и представлять
Ну в самый страшный момент булкотрясения Жойд не спасет, бо его нет на сцене! =((
Вот, кстати, да! Но я знаю! Ты принесла бы с собой фотографию и извлекала бы её из сумки в момент булкотряса - все люди как люди, смотрят на сцену, а Сесилия Батьковна - на большого, вырезанного из картона складного Жойдичка
у него в напарниках том харди! зачем на его месте представлять бабу?!
Я стремительно утеряла нить разговора! *гогочет*
10 июля у нас ВоМ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! *бегает кругами*
Ооо, поздравляю! Праздник к вам приходит, праздник к вам приходит!
Katrusia, Жаль, мне бы лишняя не повредила =))
Желательно вместе с сердцем и печенью, да? *лицоладонь*
И 600р. - не такая уж смертельная сумма, отдам). И ээээй, я таки надеюсь на работку! Хотя надо, конечно, знакомых трясти, толку от этих сайтов и прочего - пшик...
У меня слабость на все, из чего состоит Солдаткин, ага? =))
Присно и во веки веков!
Я представила! На ночь глядя!! За чтоооо??!!
Я прожила с этой картиной вес вчерашний вечер! Кто-то должен был помучиться со мной *гогочет*.