Когда под гром аплодисментов Мастер только появился на сцене в декорациях спектакля «Давай займемся сексом!», не улыбнуться было невозможно, потому что он сам улыбался так искренне, и так искренне-притворно (противоречие? этот космос противоречий не знает) отшатывался от аплодисментов. У меня от всего вечера, от всех двух часов в круговороте прекрасного, осталось только одно ощущение: легкости и радости встречи. Мне было хорошо просто потому, что я пришла увидеться с Мастером - и увиделась. Пришла, как на встречу с лично близким человеком, и мне больше ничего не было нужно. Зал был - полный, сотрудники таскали откуда-то стулья, люди стояли и сидели в проходах. И это очень радостно. Признание таких и любовь к таким - это всегда радостно.
«Бог, добро и красота (искусство) - ничего важного на Земле больше нет!».«Бог, добро и красота (искусство) - ничего важного на Земле больше нет!»
Воистину.
Роман Григорьевич немножко поговорил о своих артистах, о Ефиме Шифрине, потом о своем детстве, рассказал несколько историй,

Были показаны два отрывка из фильма «Уроки Мастера» (в одном мелькали кадры из первых репетиций третьего состава Служанок, год эдак 2006-й, - адово молодые - отчего-то кажущиеся невероятно юными - ребята; совсем вьюноша Лешечка и молоденький Жойдик - худенький, с огромными глазами, а ведь лет-то прошло и не то чтобы; я плакала, не смотря на макияж в стиле женщины-енота, потому что поняла вдруг, как я соскучилась по этому спектаклю, по этой божественности, а потом вспомнила, что ТАК уже не будет).
Были сыграны и три сцены из «Давай займемся сексом!». Я бы посмотрела этот спектакль целиком, знаете, потому что даже по трем отрывкам стало понятно, почему Мастер называет это одной из лучших современных пьес о любви и почему Бозин когда-то в интервью приглашал зрителей на этот спектакль именно как на спектакль о любви. Он очень откровенный, но как-то правильно, хоть подчас и смущающе, откровенный. Эта кажущаяся пошлость - как хирургический скальпель, она вскрывает совсем другие вещи («Влагалище, влагалище, влагалище... я буду произносить это слово сотни раз, столько раз, чтобы оно перестало быть вульгарным и обрело для тебя один-единственный, исключительно медицинский смысл...» - что это, если не попытка в назывании вещей своими именами уйти от заскорузлости собственной псевдо-морали?). Он ведь не о сексе совсем, спектакль этот, потому что гениальная Погорелова не зря говорит в монологе своей героини: «Вся их жажда секса - это всего лишь стремление обрести любовь и теплоту», и не зря этим словам предшествуют фразы о человеческом одиночестве, о «Самом настоящем одиноком одиночестве», о том, что «Утром я прихожу в этот безумный мир, чтобы вечером выйти в мир ещё более безумный». Просто не нужно цепляться за внешнее, за фольгу и мишуру, за этот отчаянный речитатив «Давай займемся сексом». Это все просто поиск средства - самого очевидного и простого.
Исаев был чудесный. Скляренко, как всегда, прекрасно делал то, что у него и получается лучше всего: молчал, великолепно держал осанку и двигался с завораживающей гармоничной порывистостью. А ещё я в очередной раз убедилась в том, какая же Погорелова божественная и как я её люблю, от её игры ведь дрожь по телу; на её монологе я так сжала руки, что на коже потом остались лунки от ногтей. В ней есть что-то гипнотическое; у РГ сейчас, конечно, нет, наверное, женщины-актрисы, равной ей. Впрочем, я субъективна. Я признаю, например, что чертовски талантлива, на диво хороша Карпушина (ещё у меня есть фаворитка Евгения Соляных, но я пока очень мало её видела), но у меня просто не лежит к ней сердце, а от того, что делает с нервной системой зрителя Людмила Погорелова, - обмираешь.
Обидно то, что было мало самого Мастера как такового. Он немножко поговорил с залом в начале, по чуть-чуть - в перерывах между эпизодами фильма и спектакля, потом отвечал на вопросы из зала в конце. Мне не хватило элемента общения, пожалуй; а, впрочем, да, «Любовь и искусство не знаю слова "много"». Но это всё - рацио, элементы анализа, это пришло потом, после выхода из зала, а там и тогда была только радость встречи, как будто лично ты пришла увидеться лично с ним - давно знакомым человеком, по-приятельски; посмотреть на него, улыбнуться ему, посмотреть, как заразительно по-мальчишески улыбается он. И именно поэтому я вечером осталась очень довольна. Я встретилась с тем, с кем хотела встретиться.
В отличие от своей крестной, которая осталась разочарована. Ей хотелось больше слов РГ, его рассуждений, раскрытия мировоззрения, ведь он прожил много, ярко и о многом мог бы рассказать; ей не понравились сцены спектакля (вот я и нащупала, кстати, её рубежи «пошлого») и многое, многое ещё. Ей хотелось бы, например, не сцен ДЗС, а сцен Служанок и Саломеи («Сделали бы красивый музыкальный номер»), но ведь ТРВ - это не одна лишь внешняя пластичная эстетика под гениально подобранную музыку; это всегда - окунание зрителя головой в бочку с ключевой водой - давай, очнись, вот он какой, этот мир! думай! думай об этом! вот тебе зыбкая дорожка к понимаю чего-то. А ещё она третий раз спрашивает меня о семье, женщинах и детях в жизни Мастера. Я вот как-то даже и не знаю, как объяснить такому театральному человеку, интересующемуся Виктюком, что у Мастера слегка иные приоритеты [фейспалм], и старательно избегаю ответов.
Ещё мы с ней немножко поспорили из-за Коляды (из зала очень просили Мастера поставить что-нибудь ещё из Коляды; «Да сколько уж можно, я и так три пьесы ставил!» - отозвался РГ). Не смотря на всю чернушность, та же Рогатка, например, - одна из любимые моих теперь театральных вещей. Да, черно, да, больно, да, нечистый серый налет на чистом (привет, клуб мазохистов, когда-нибудь я стану председательствовать), но ведь на самом деле, если подумать, это история о любви, граничащей с трусостью, и о трусости, граничащей с любовью, о раскаяние и опозданиях, о том, что человек не всегда рад получить желаемое и не всегда знает, что с этим делать. О беге от. А, впрочем, ладно, бог с этим.
... В итоге же - какой он, мальчик Григорьевич? А такой и есть. Очень мальчик (мальчик-мальчик), очень Григорьевич и ему очень девятнадцать. Помню, сидели рядом со мной женщины и всё никак не могли вспомнить и высчитать возраст Мастера, потому что сколько ни дай - реальных лет всё равно не дашь; никаких не дашь, ибо - девятнадцать же. Это ведь ещё - и из первых уст: вопрос из зала:
- Скажите, а можно научиться режиссуре? И можно ли научиться ей будучи в уже среднем возрасте?
- Нет! Сразу тебе говорю: нет! Научиться нельзя! Можно чему-то учиться, я же вот учу, есть мои ребята, они со мной, но научиться этому нельзя, это или есть у тебя вот оттуда [свыше], или нет. Всё оттуда. И какой «средний», бог с тобой! Средний! Режиссеру всегда должно быть девятнадцать! Всегда! Надо, как в молодости, вечно бежать вперед, падать в пропасть, взлетать, сходить с ума, искать - так можно только в девятнадцать!
Он заразительно улыбается, заразительно искренне говорит, заразительно контактен с залом. «Роман Григорьевич!» - «Ай? Иду-иду к тебе! Говори!», «Пойду на тот конец схожу... а, этим ничего не надо, они счастливы»

Сидел в партере «Представитель двух французских режиссеров» с переводчицей, интересовался любимым французским драматургом Мастера и заметил, что сценография Виктюка всегда очень близка именно к французскому театру. «Переведи ему, что мы ставим французов! Три пьесы французов у нас сейчас идут. Но - Жан Жене! Лучший был и есть Жан Жене! Тридцать лет идут у нас Les Bonnes!.. Уи, Уи... Что? Да никаких языков я не знаю, ничего не понимаю, что ты!» | Из зала: «Роман Григорьевич, я тут написал пьесу о нынешнем времени, о власти и творчестве, я хотел, чтобы вы прочитали...» - «Неси сюда! Давай! Прочту! Ну-ка, переведите там французу: вот так в России делается искусство!» | «Вот зачем сегодняшний вечер-то состоялся - чтобы пришли французы и сказали "Хорошо"!»
- Роман Григорьевич, вот вы когда-то ставили «Татуированную розу» Теннеси Уильямса...
- Да, тридцать лет шел на сцене; Ирочка Мирошниченко там играла.
- Не хотите ещё что-нибудь из Уильямса поставить для молодежи?
- Так ведь не нужен сейчас молодежи Уильямс...
- Нужен, нужен!
- [печально] Сам знаю, что нужен... Только думает молодежь сейчас о другом. А ведь именно Уильямс мог бы им много рассказать о них самих.
«Мы с Любой [Погореловой] вместе уже тридцать лет... ай, нет, нет, Люба, не слушай меня, вру я!»
«Ой, какие у вас цветы красивые! Мне!?.. Нет, вы положите вот сюда, я потом артистам передам!»
«Когда бежишь, не думай о том, куда и зачем бежишь, иначе упадешь; просто беги вперед! Всегда вперед! А если на пути пропасть - не бойся, не падай, беги - и взлетай! Вырастают крылья - и ты перелетаешь через неё, нельзя бояться. Потому что счастье - это период между двумя несчастьями, одно впереди, а другое позади. И когда человек подбегает к пропасти, когда он хочет упасть, когда он поворачивается и бросается на свои несчастья, одна за спиной, а другое грядущее, с кулаками, тогда-то они его и убивают. А надо бежать - и взлетать! И тогда несчастья эти остановятся, посмотрят на человека и скажут: "Дайте ему кусочек счастья, дайте ему покоя"».
«Дети не знают слова "Нет", всегда только "Да", поэтому и надо оставаться ребенком! Только дети никогда не врут, а со сцены врать нельзя. Я - ребенок, всегда ребенок, и те, кого я люблю, кто со мной, они тоже дети, один большой детский сад» | актриса, некогда игравшая у Мастера в одной из первых постановок КиЛ (нынешняя - третья) пришла на этот вечер, на поклонах РГ передал ей микрофон и она сказала: «Это было самое счастливое время, когда мы собрались все вместе - дети! Настоящие дети, и он - главный ребенок. Потом нам пришлось разбежаться, уйти создавать другие детские сады, но этот был лучшим, потому что он [РГ] - великий!»
«Они мне говорят, что ставить, они, великие, оттуда, из космоса! Вот приснился мне Толстой. А он когда написал Анну Каренину, его жена потом перед публикацией вырвала оттуда все страницы, которые казались распутными. И книга так и вышла - пустые страницы и точки, точки, точки... А я потом нашел полный текст и все эти вырванные страницы и точки поставил на сцене шведского театра, потому что он хотел, чтобы так случилось».
«Все великие артисты, все великие писатели, уходя из жизни, уходят туда, вон туда, в Космос, обволакивают Землю и своей энергией, своей добротой и своей любовью окутывают земной шарик и удерживают его от падения, смотрят за нами в маленькие окошки. Если когда-нибудь им надоест, если они больше не смогут, - Земля сорвется, и все мы улетим в бесконечность».
«Власть должна стоять на одном уровне с Искусством - только тогда возможен диалог, когда они равны. История знала всего один такой пример: прусский Фридрих и Бах. Больше такого не было! Поэтому и я сейчас стараюсь держаться от них подальше».
«Есть всего одна вещь, которая вдохновляет; не знаю, сколько букв в ней будет для вас, но для меня это - любовь и секс!»
Спросили о здании театра на Стромынке. Будет ли он вообще - театр. Будет, - ответил Мастер. Всё будет так, как хотел сам архитектор Мельников, а хотел он именно - театр. «Это то последнее, то главное, что я ещё должен здесь сделать». Сказал, что они уже готовят для театра репертуар. Так хочется, чтобы у ТРВ уже, наконец, появилось полноценно своё здание, свой дом; они все этого так заслужили.
Он такой яркий, живой, громкий, искренний, порывистый, такой резковатый и добрый одновременно, такой близкий-близкий. Это было большое счастье - вчера быть там.
Король - и Арлекин?
Мир - и Мастер.
@темы: Высокое искусство, Ваша навеки, Театр, Копилка., Тайна любви сильнее тайны смерти (с), Эмоционально и физически прекрасные хомяки в полете, ТРВ, Воспоминания, Для памяти, Позитив, События, Цитаты, А ларчик просто открывался, Песнь Песней
мора, спасибо, что выписала, что донесла это сюда. мне это так нужно было. сейчас. именно сейчас.
все остальное прочь. лишь эта теплота. одурманивающая, золотистая.
спасибо.
Как-то внутри становится лучше и легче, когда прикасаешься к этому; я вчера в полной мере прочувствовала это на себе, мне в очередной раз отпустило и разжало какие-то пружины.
я когда это прочитал мне так страшно стало. очень страшно. просто до одурения. что я могу замарать, что трогаю то, что не нужно, не мое...
А люди вокруг будут верить тебе и в тебя.
cecilia tallis, и не говори. Так тепло и хорошо от него - не смотря ни на что. Такие люди - они ведь штучные, на перечет... такие, как наш мальчик Григорьевич).
надеюсь, что Саломея меня оживит чуть-чуть, иначе мне конец.
Ничегооо, вырывать из болот ТРВ умеет хорошо; я так на вечер Мастера шла - как воздуха глотнуть.
именно здесь я вынырнул и вдохнул)
полной грудью)