читать дальше
ЛЕТО.
Сцены.
Действующие лица:
Сцены.
Действующие лица:
К л и м о в, И л ь я А л е к с е е в и ч, врач, лет 40.
М а р и я Г р и г о р ь е в н а, его жена, 26 лет.
П а х о т о в, А н т о н Д м и т р и е в и ч, учитель, двоюродный брат жены Климова, 24 года.
А н н а, его сестра, 22 года.
З о р и н, С е р г е й Д е н и с о в и ч, инженер, 41 год.
С о ф ь я П а в л о в н а, его жена, 30 лет.
Б е л ь с к и й, А н д р е й В а с и л ь е в и ч, успешный адвокат, лет около 40.
Н и н а М и х а й л о в н а, его жена, 27 лет.
Р а з у м о в с к и й, О л е г Н и к о л а е в и ч, министерский чиновник, 38 лет.
Л а р и н, В л а д и м и р И в а н о в и ч, врач, 29 лет.
Д о б р и н, П е т р П е т р о в и ч, отставной военный, дядя Марии Григорьевны и Пахотовых, 52 года.
Ж и л и н, И в а н С е м е н о в и ч, помощник Бельского, 28 лет.
Р а с с к а з о в а, В а л е р и я Я к о в л е в н а, малоизвестная поэтесса, 32 года.
Н е ч а е в а, А р и а д н а С е р г е е в н а, дачница, 23 года.
А г а т а К и р и л л о в н а, старая тетка Климова, 71 год.
В и т и н, студент, ухажер Ариадны Сергеевны, 22 года.
Т и х о н, дачный сторож, 55 лет.
Н а д я, горничная Климовых.
Г л а ш а, горничная Бельских.
Разнообразные дачники, господа и барышни.
АКТ ПЕРВЫЙ.
Дача Климовых. Комната, одновременно гостиная и столовая. В задней стене, справа и слева две двери, между ними широкий простенок. Левая дверь ведет в кабинет Климова, она открыта, правая – в коридор, завешена истертой бархатной портьерой. В левой стене широкое окно и стеклянная дверь на террасу. У окна, рядом с дверью в кабинет, рояль. Посреди комнаты круглый обеденный стол, вокруг стулья. У правой стены книжный шкаф и диван, еще один диван в простенке между дверьми. Диваны покрыты серо-зелеными чехлами.
Вечер. Через открытую дверь кабинета видно, что К л и м о в за столом что-то сосредоточенно читает, сидя боком к двери. Иногда еле слышно что-то шепчет. На столе горит рабочая лампа под зеленым абажуром. В комнату входит М а р и я Г р и г о р ь е в н а с лампой в руках, подходит к столу, ставит лампу, несколько секунд смотрит на свои руки, лежащие на столе, затем подходит к книжному шкафу, берет с полки книгу и садится на диван у шкафа, открывает книгу и начинает читать. К л и м о в поднимает голову.
Вечер. Через открытую дверь кабинета видно, что К л и м о в за столом что-то сосредоточенно читает, сидя боком к двери. Иногда еле слышно что-то шепчет. На столе горит рабочая лампа под зеленым абажуром. В комнату входит М а р и я Г р и г о р ь е в н а с лампой в руках, подходит к столу, ставит лампу, несколько секунд смотрит на свои руки, лежащие на столе, затем подходит к книжному шкафу, берет с полки книгу и садится на диван у шкафа, открывает книгу и начинает читать. К л и м о в поднимает голову.
К л и м о в. Маша?
М а р и я Г р и г о р ь е в н а (не отвлекаясь от книги). Да, это я…
К л и м о в. Ларин не заходил ко мне?
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Нет…
К л и м о в (помолчав). Антон сегодня будет?
М а р и я Г р и г о р ь е в н а (продолжая читать). Не знаю… Но он обещал, и Аню должен привезти…
К л и м о в (мягко, но настойчиво). Разумовский говорит, он способный… Ах, Маша…
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Ты недоволен им?..
К л и м о в. Отнюдь, отнюдь… но, понимаешь ли, обстоятельства…
М а р и я Г р и г о р ь е в н а (перебивает его). Не хочешь ли чаю?
К л и м о в. Нет, сейчас не буду. Иду к Бельскому, будет Зорин, пропустим по стаканчику вина...
М а р и я Г р и г о р ь е в н а (в сторону). Надя!
Входит Н а д я, останавливается у порога комнаты.
Сходите к господам Пахотовым и Софье Павловне, спросите, не придут ли они ко мне чай пить...
Н а д я молча кивает и уходит
.К л и м о в (закрывает книгу, выключает лампу и выходит из кабинета). Ладно, Маша, пойду я… Дай ручку… Маша, отчего ты такая грустная, нелюдимая, молчаливая в последнее время?.. Тебе нездоровится?
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Тебе кажется, Илья, я здорова... Бельский ждет тебя?
К л и м о в. Да, да, уже иду… Дай еще раз ручку… Как бежит это дачное время!
М а р и я Г р и г о р ь е в н а (с легкой усмешкой). Ни на что его не хватает, правда?
К л и м о в. Да, Машенька, ты совершенно права… работаю, и здесь работаю, а не успею оглянуться – уже и вечер… И все-таки ты, Маша, какая-то печальная… Может быть, тебе правда нездоровится? Ну, сам я тебя посмотреть не могу – субъективен слишком буду, пристрастен… Хочешь, я попрошу Ларина тебя посмотреть?..
М а р и я Г р и г о р ь е в н а (быстро). Нет, зачем же? Я совершенно здорова и чувствую себя замечательно…
К л и м о в. Просто тебе скучно, Машенька… Да и мало на даче веселого. Скучно… впрочем, что еще у тебя может быть?.. Скучно, скучно, ты все читаешь…
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Да, и ты читаешь… Но ты потом вино с Бельским пьешь, а я так развлечься не могу.
К л и м о в (поглаживая её по плечу). Ну, не серчай, Маша… Он приглашает меня… Тебе просто скучно, и больше ничего… Пойду я…
К л и м о в наклоняется, целует жену в щеку и выходит в коридор. Слышно, как где-то хлопает дверь. М ар и я Г р и г о р ь е в н а смотрит перед собой в одну точку, потом оборачивается к портьере.
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Скучно… конечно, что же еще может у меня быть…
Н а д я (входит). Антон Дмитрич еще не приехали-с. Софья Павловна сказали, что сейчас придут. Ставить самовар?
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Да, Надя, поставьте.
Н а д я. Там в саду Петр Петрович, идут-с к вам (уходит).
М а р и я Г р и г о р ь е в н а встает, закрывает книгу и стоит так до тех пор, пока не слышится звук закрывающейся двери и шаги по коридору. В комнату входят Д о б р и н и Л а р и н. Мария Григорьевна поворачивается к ним.
Д о б р и н. Здравствуй, Машенька! (целует её в щеку).
Л а р и н (кланяясь). Добрый вечер, Мария Григорьевна.
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Здравствуй, дядя, добрый вечер, Владимир Иваныч…
Д о б р и н. Вот, Машенька, шел к тебе и встретил по дороге Владимира Ивановича… Илья дома?
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Он у Андрея Денисовича. Владимир Иваныч, если он вам нужен, вы можете застать его там…
Л а р и н. Нет, не нужен…
Д о б р и н: А вот мне, Машенька, нужен. И как ты его к Бельскому отпускаешь?.. Пойду уж, больно поговорить мне с ним надо. Ты, Машенька, жди меня к чаю. (уходит).
Л а р и н (проходит в комнату и подходит к столу). Я пришел объяснится с вами, Мария Григорьевна…
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Объяснится?.. Зачем, Владимир Иваныч?.. Мы с вами говорили вчера, и…
Л а р и н. Выслушайте же меня, Мария Григорьевна!.. Право же, это невыносимо… Ваш муж много сделал для меня, можно сказать, облагодетельствовал… какое ужасное слово, вы не находите?.. И я сердечно благодарен ему, но терпеть это у меня больше нет сил… Вы…
Где-то за сценой хлопает дверь. Слышатся шаги.
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Владимир Иванович… мы с вами говорили уже об этом… Я вам повторять не стану… А сейчас идите, идите! (подходит и подталкивает его к двери на террасу).
Л а р и н. Но, Мария Григорьевна… (выходит на террасу).
М а р и я Г р и г о р ь е в н а. Идите…
tbc...