Сводила маму на Игру в имитацию (крепкая пятёрка), но расскажу не о фильме, вся такая внезапная. По дороге домой мы долго и много спорили о войне, патриотизме и том, как нелепые законы нелепо же ломают судьбы. Вот тут мама сказала: «Просто, понимаешь, это сейчас так модно - говорить
про них. И тут без голубых не обошлось».
Есть мозоли, на которые не то что наступать нельзя, на них лучше и не дышать никому. Поэтому - моё небольшое имхо: во-первых, да, наверное, модно. Если словом «модно» представляется возможным обозначать простое разрешение
говорить, предоставленную возможность для диалога с миром, голос и право вспоминать. Эта тема мелькает в искусстве, появляется на подмостках, стекает с экранов кинотеатров, смотрит со страниц журналов, ЛГБТ рьяно отстаивает свои права, размахивает радужными знамёнами и зовёт всех на парады. На фоне предшествующей пустоты, умолчания,
подполья всего это кажется слишком много. Но лишь на фоне, ибо всё познаётся в сравнении.
Во-вторых, даже если и не кажется (предположим), то паркуа бы и не па? Любая система, долго сжимавшаяся, потом так же закономерно начинает заново расширяться (пульсация), любая пружина, которую долго придерживали, потом, будучи отпущенной, мощно выстреливает вверх. Это
нормально, закономерно, естественно. Это - элементарная компенсация.
Вот вам близкий исторический пример -
{more}то, что происходит сейчас с нашей Русской православной церковью. Все её претензии на власть, вся её благостная тирания, все притязания, все попытки вмешаться в то, во что вмешиваться не нужно - это чистая, кристальная, объяснимая компенсация социального института, который на семьдесят лет был отсечен ото всего, выпилен из жизни государства, лишаем, презираем. Сейчас РПЦ добирает недобранное. Как голодный, кидающийся на еду и руками без меры толкающий её в глотку. Как и любой этап, этот так же будет иметь завершение, просто сроки истории - дольше, чем сроки, которые мы меряем по своим коротким жизням. Это может занять ещё, ну, десятилетия три, пожалуй.
Подобную аналогию можно провести и относительно «гомосексуальной тематики». На протяжении едва ли не всей истории (не считая, безусловно, светлой античности) цивилизованный (хотя ни капли не) мир официально карал, казнил, сажал, принудительно лечил, изолировал от общества. Ситуация стала более или менее менять структуру только в пару-тройку последних десятилетий - да и то со скрипом. NB: это снова закон системы, пульсация, закономерность. Следовательно, да, сейчас мы говорим, что это «в моде», вешая привычный ярлык тренда на всё ту же естественную компенсацию. Люди хотят кричать о себе, содрав с губ скотч умалчивания. Люди хотят вспоминать тех, кто был талантлив и велик. Ну, бесспорно, есть и те, кому просто хочется заработать, но бог им судья, не о них речь. Может быть, иногда в своём отчаянном стремлении отстаивать и защищать, в своём стремлении рассказать ЛГБТ (имею в виду всю общность людей-идей-памяти вообще, не только соц. движение), - так вот, может быть, в этом своём стремлении они - мы - и перегибают(ем) иногда палку, но - выстрелившая пружина, помните? Она же и в глаз может угодить. Не из злого умысла, какой злой умысел у законов механики, а просто потому, что это закономерный выход её долго сдерживаемой силы.
Поэтому, как я и пропылала маме, «В компенсацию за все долгие годы кошмара эти нормальные, совершенно здоровые, самые обыкновенные люди заслужили того, чтобы о них говорили во всей полноте». Поэтому меня мог бы покоробить (не люблю, когда, как кутёнка, тычут носом), но не покоробил финальный акцент на ориентации Тьюринга. Всё правильно. Жестокий, нелепый закон погубил великого человека. Это как пройти три войны и умереть от укола булавкой. Убитый ум, уничтоженный талант, сломанная жизнь. Мы акцентируем внимание на таком огромном количестве иногда совершенно пустых вещей, почему бы не акцентировать его на этом? Акцент не хуже других, но справедливее, быть может, в разы.
... Резюме? Суть Игры в имитацию ведь не в том, с кем спал Тьюринг. Так же как относительно Уайльда не важно, с кем спал он; писателем менее прекрасным он в любом случае не становится. О чьей-либо гомосексуальности стоит упоминать не потому, что это модно, а потому, что это столь же нормально, как упомянуть любимый цвет галстука или второе имя. Для этого не должно быть особенной причины, это вообще не должно быть чем-то из ряда вон, ибо это - просто - есть. Неотъемлемая часть. Как наличие рук, ног, ушей, а если бог даст, то ещё и ума, и сердца. Чего, как говорится, и всем желаю (я об уме и сердце).