Мне нравится в КА и вся визуальная сторона - цвет, свет, костюмы, пластика (хореография кажется нарочитой лишь при первом просмотре, после читаешь язык тела, как текст с листа). И, разумеется, идеальная сыгранность. Точка в центре мишени, в которую Роман Григорьевич метко попадает в девяти случаях из десяти - гениальная актёрская спайка, даже когда происходят замены. Бозин-Соляных, Бозин-Неведров, Дзюба-Бозин, Карпушина-Мотырёв, Карпушина-Бозин, то, как умеет взаимодействовать блистательная Погорелова, etc. Люди, идеально совпадающие друг с другом. КА - немножко колдовское зелье в котле под плотно прикрытой крышкой. Обилие эмоций. Любовь, ревность, дружба, месть, власть, попытки бегства от себя, потеря, обретение, - в нём есть всё.
{много букв}Совершенна замечательная Коломбина - обе. Соляных нечеловечески красива (стопроцентно мой женский типаж) и умеет показать взрослую, торжественную, страшную, насмешливую, неосознаваемую любовь-страсть - может быть, самый пугающий и глубокий вид женской страсти, от которого уже нет возврата. Совершенно чудесная Подсвирова, к которой я до сих пор почему-то ни в одном спектакле не отношусь с должной серьёзностью (вы видели это солнце сияющее? девочка-девочка) - и мне постоянно думается, что сыграть нечто над собой, большое, тёмное, нутряное она не сможет, и я рада, регулярно ошибаясь. Видно, какую эмоцию, вырываемую с мясом эмоцию она отдаёт в зал; её Коломбина пугает своей искренностью ластящегося котёнка, мечтающего вогнать в чужое сердце нож - и безразлично, что будет дальше, потому что месть женщины, у которой отняли недолюбленного - страшна. Потом, на служебке, когда нам удалось поймать Анну и рассказать ей об этом - о том, какой невероятный поток идёт от неё - она несколько раз искренне и настойчиво повторила «Этот спектакль почему-то очень много от меня берёт. Мне тяжело. Я очень устаю. Очень устаю», и это легко понять - она выворачивает себя алым нутром наружу. И люблю этот ход с двумя Коломбинами - той, что до смерти Арлекина, и той, что после (потеряв, она - уже не она; иное).
Карпушина, по которой я соскучилась. О, в этой женщине всё и всегда прямолинейно и сильно, всё в ней - крупных и резких черт, от своеобразной её, твёрдой какой-то красоты до таланта, неоспоримого и монолитного, как гранитная скала. В ней, в Погореловой, в Соляных - в женщинах, выбираемых для своей магией РГ, есть некое изначальное царственное благородство. В её Гизе есть обманчивая первоначальная нелепость - очередная маска, и там и тогда, когда она её сбрасывает, перед залом предстаёт та, что родилась королевой. И как же Катерина невероятно чувственна. И чувственность эта в ней тоже - крупных черт, не маскируемая, спокойная, прямолинейная, как взгляд в глаза. У них с Бозиным вчера на сцене зарождалось нечто настолько манящее (эти губы к губам!), что в какой-то момент мы с Джорджем чуть не потребовали в голос сигарету. То же - у неё и нашей юной любви, Станислава Мотырёва. В этой спайке профессионально восхищают оба: мальчик, господи, какой же ты мальчик! Но как ты играешь влечение и связь с ней, этой взрослой, сильной женщиной, не теряясь рядом (и в принципе не теряясь в заглавной роли на одной сцене с актёрами столь великолепными).
Мотырёв (и надо уже привыкнуть, что его хочется называть просто «Стасик») - замечательный Эццо. Когда я видела в этой роли Скляренко, я любила его, но как-то недооценивала, возможно, и только при замена поняла, как важны пластика, голос, эмоции, сыгранность - и Стасик всё это даёт. У него в лице, в глазах есть какая-то потрясающая, неуходящая безуминка - безуминка во взгляде, в улыбке, в самом изгибе губ. И трусость слабого Эццо, его зависимость от сестры-любовницы и отца, его страх перед смертью, бьющей о стены морской волной, отцом же - всё это чисто, несомненно, рельефно. Нам очень повезло, зал был не полный - и в итоге с пятнадцатого ряда мы переместились на первый - ах, что такое первый ряд! Мельчайшее движение в лице видимо глазу. У Мотырёва прекрасная мимика - он мог бы, думаю, в принципе играть одними этими своими безумными глазами. И, конечно, да, не могу не написать: мне во время спектакля вспоминалось давнее Снежковское «Никак не могу понять, хороший ли Крис Эванс актёр, потому что в каждом фильме он снимает рубашку». О да. Пару раз мне требовалась сигарета и всё остальное плыло в серебристом тумане, когда на сцене появлялся Стасик.
А вот у Новикова, к слову, мимика смешная - то ли по требованию рисунка роли, то ли в целом по жизни. Очень выразительная, но выразительность эта странная (а ещё он умилительно отъедает щечки к каждой зиме).
Прекрасны были Бозин и Неведров. Мы с Джорджем на их общих сценах еле сдерживались, чтобы не пищать и не мимимикать вслух. Периодически нам казалось, что они играют себя - обыденных, засценных - с этой наставнической дружбой, улыбками, лбом ко лбу. Невероятное тепло взаимодействия. Преданность Панталеоне Арлекину, не поверить в которую просто нельзя. К слову, по Игорю мы тоже очень соскучились, почти взвыв от радости встречи в голос, когда он появился на сцене. Прекрасный Неведров, великолепно умеющий развернуть перед залом как лирику, так и комедию. Так же мне думается, что в КА вообще очень много их актёрски-личного. Каждое слово об играемых ролях и комедианстве всё-таки воспринимается не как слово пьесы - как живое слово человека, которому нужен только один тронный зал - сцена.
Не сказать здесь о Бозине нельзя. Впрочем, главное мы с Джорджем вывели, мысленно ему адресуя, ещё пару лет назад: «Ваша безупречность просто бесит». Нет, воистину же, этот человек (ме-не-стрель) блистателен. Всё, что у иных может быть ненатурально, неуместно, смешно, обманно - у него всегда к месту и ко времени, случайный жест, если он есть, не ошибочен, детали совершенны. В нём слишком много совершенного в принципе - и да, порой это меня всё ещё пугает и смущает. Настолько невероятный талант, помноженный на нечеловеческое обаяние и искренность отдачи. Это почти биологическое оружие. Увидеть и не полюбить - я не понимаю, как такое вообще возможно и как удаётся кому-то. Бозин со сцены просто забирает тебя себе - маленькое твоё сердце, пульсирующее в его ладони.
Как всегда, изумительный Танкред Дзюбы. Эта роль (в отличии от вы-сами-понимаете-какой) всё-таки полноценно, полновластно его.
***
А теперь о главном, как любит говорить Джордж. Прекрасная служебка, на которой нас было трое - мы и Машенька, этот бедный замерзающий ребёнок, которого мы потащили с собой, чтобы показать, как должны вести себя актёры на служебках («должны» отдаёт приказом, но, поверьте, если бы все актёры держали себя с поклонниками так, как актёры ТРВ, несчастных фанатов не существовало бы как явления).
В сущности, нас было четверо. Машенька, мы и коньяк. Увы, разговаривать (и обниматься же!) с этими восхитительными людьми я могу только тогда, когда внутри меня плещется от трёх до семи глотков (и да, я их считаю).
Погорелова, похожая на юную девочку - и потому не узнанная мною в первый момент. К ней мы, увы, не подошли, так как сначала она беседовала с Добрыниным, который был на спектакле, а потом вышли другие люди - и меня замкнуло. Первым стал Стасик. Нет, не так. Вот так: СТАСИК! Которому я на поклонах дарила белую розу, случайно отвлёкшись в тот момент на подошедшего Бозина (с одной стороны, это достойно порицания, но с другой - кто осудит меня?). Когда я вернулась взглядом к Стасику, он, замявшийся у края сцены и явно чего-то ждавший, розу уже забрал и отходил (но взаимно друг друга поблагодарить мы успели).
Они вышли вместе - Мотырёв, Иван Иванович и
— Ста-нис-лав!
— Привет!
— Не проходите мимо. Остановитесь на минуточку.
Станислав подходит, достаёт сигареты:
— Есть зажигалка?
— Нет, к сожалению, свою только на днях передарила. Маша, у тебя есть?
Прекрасная Маша молча и спокойно достаёт и одалживает Стасику зажигалку, я коротко подвисаю, потому что кинк на мужчин с сигаретой, видимо, неизлечим. В этот момент за спиной Мотырёва Иван Иванович обнимает Катрусю. Я, указывая на них Стасику:
— Вот, такую реакцию на поклонниц я одобряю! Хорошая реакция. Правильная.
Он оборачивается, смотрит:
— А, да!
— Не бойтесь, Станислав, я не намекаю. Не намекаю, правда. - Он смеётся. - Пока рано. Давайте пойдём по классической схеме - для начала дайте мне автограф.
Стасик стоит. Смотрит. Улыбается. Как-то растерянно смотрит и улыбается. Возможно, боится, что сейчас я начну рвать на себе тельняшку, дабы он расписался на моей обнаженной груди (для этого, согласитесь, и правда ещё слишком рано - или уже слишком поздно). Я, не дождавшись ответа:
— Я вам даже книгу для этого предоставлю.
Достаю и протягиваю Бесов. Он задаёт классический вопрос каждого второго актёра:
— А что писать?
... Отвечаю классической же фразой:
— Что угодно. Можете просто крестик поставить. Не самый плохой символ.
— Хороший, да.
— Да. Концептуально будет.
— Современное искусство.
Стасик пишет своё прекрасное «С любовью и нежностью» - и тут коньяк всё-таки обретает надо мной полную власть.
— Ну а вот теперь можно всё-таки, - и, одной рукой отведя в сторону его руку с сигаретой, второй обнимаю Стасика за талию, притягиваю к себе и утыкаюсь в шею. Он:
— О. - Приобнимает меня: - Ооо. - Утыкается мне в шею в ответ: - Ооооо.
И ГОВОРИТ «СПАСИБО». Ну что за прекрасное создание. После я ещё поблагодарила за спектакль, сказала, что видела в этой роли Алексея Скляренко - и очень боялась смотреть с заменой (соврала, но надо же было что-то говорить), но всё было прекрасно - и «У вас в лице есть какая-то замечательная безуминка, это очень... очень... вот», и «Ну, вы привыкайте, вы видите меня явно не в последний раз, я теперь буду к вам ходить» (на что он так, словно всё само собою разумеется, легко: «Да, конечно!»). Он улыбательно благодарит, тут мы уже собираемся прощаться - и возвращается Джордж:
— Станислав, стойте, я буду вас фотографировать!
Он, видя уходящих уже Ипатку и Исакова:
— Там вон просто мои уходят!
Блистательный Джордж ничтоже сумняшеся:
— Ваня! - Иван Иванович останавливается и оборачивается. Джордж, показывая на Стасика: - Подожди его!
И ОНИ ОСТАЮТСЯ ЖДАТЬ (Джордж потом: «Я уже приказываю Ипатке! Вот до чего дошли наши отношения!»)
Наученный горьким опытом общения со служебочно-тактильной мною, Стасик сам шагает ко мне, обнимает и прижимает к себе, почти щекой к щеке. Я плыву и плохо помню момент съемки. Одним словом, любовь, радуга, единороги, Джордж с «Вам уже сказали, чтобы вы привыкали нас видеть?». Стасик, Ипатка и Исаков красиво уходят в сторону горизонта. «Мы идём с Конём по полю ВТРОЁМ...»
Потом был прекрасный Игорь Неведров.
— Игорь, а вы не подпишите книгу?
Он, очень серьёзно, мягко выставив ладонь в останавливающем жесте:
— Стоп, подождите. А что это?
— Вы ещё не на всём расписываетесь? - интересуется Джордж. Я вставляю что-то про «Ну, наверное, это в принципе важно - на чём оставлять своё имя», Игорь отвечает нечто вроде «Скорее да, чем нет», и тут у меня включается модус «Понтонись перед Игорем Неведровым интеллектом»:
— Это Достоевский, Бесы. Что читаю, то и ношу.
Потом я ещё пожелала ему «Удачи с костюмером Машей» (которая, как сообщила некая девочка, его искала). Ладно, мне почти не стыдно за комментарии о костюмере Маше (вроде «Чего-то вы ей недодали»).
Бозин-Бозин-Бозин, этот дивный улыбательный человек, от которого исходит сияние. Я с моим извечным «Я к вам снова с книгой» - и его «Нежной, глубокой, жадной любви» (Джордж потом: «Нежной, глубокой, жадной ЮЛИИ? Ааа»). К слову, два пожелания и/или посыла нежности на одной книге в один вечер - неужели по мне так видно, что нуждаюсь?
Благодарим за спектакль, Бозин:
— Да, да, мы сегодня старались сыграть особенно хорошо, у нас в зале был повод.
— Какой? Расскажите нам про повод! Если можно.
— Так Коля же Добрынин сегодня был на спектакле! Вы что, не видели его?
— А. Видели. Да. Сначала даже не поняли, что это он.
— Он уже так давно ничего у нас не смотрел - и вот.
А потом, зная, что всё, как и всегда, можно будет свалить на коньяк, я шагнула вперёд со своим неизменным «А сейчас я опять буду нетактична, простите» - и обняла. Бозин - а он не самый тактильный из ТРВвцев, о, далеко нет - уже, видимо, привык ко мне (проще обнять, честное слово) и приобнял в ответ. Следующие несколько секунд я тоже помню плохо, потому что когда обнимаю этого космического, невероятного,
Тут же, следом, вышла Подсвирова, и мы как-то рьяно бросились её останавливать:
— Анна, постойте, подождите, можно вас на секунду!
— Р-р-раз, секунда прошла! - рассмеялась она.
И за все пять последующих минут могу сказать одно: она невероятно замечательная. Бывают люди, внутри которых, где-то за грудиной, живёт солнце. Она излучает какое-то почти физическое тепло - очень, очень искренняя, дружелюбная, ласковая, удивляющаяся. Рассказала нам, что для неё это очень сложный спектакль, забирает много сил, что его тяжело воспринимать (я: «Да нет, всё очень - в одну линию...» - она: «Но мне тяжело» - и тут ты понимаешь, как она на самом деле выкладывается, чтобы для тебя, зрителя, существовала эта одна линия - и чего ей стоят эти надчеловеческие эмоции). Мы спросили, получает ли она что-то в обмен, какой-то возврат от зрителей, и она как-то немного растерянно согласилась, что - да, какой-то... С той минуты нам захотелось ходить к ней регулярно - чтобы давать фидбек. А потом она долго и старательно подписывала мне Достоевского - искренняя, прекрасная, лучистая девочка с почерком школьницы-отличницы, долго выводившая заглавную Д.
Мы с Джорджем решили, что то, что удалось покомфортить Подсвирову - это второй плюсик в нашу театральную карму после комфорта Якова Ломкина.
Ещё я очень надеюсь, что Машенька всё-таки не пожалела, что поехала бог знает куда ради чужой фанатской любви - просто посмотреть, как чудесно общительны могут быть актёры. Как чудесно всё в ТРВ. Ну, вы понимаете.
Вообще же, после служебок я часто просыпаюсь с диким стыдом за все свои нелепые и неловкие, смешные, странные, фейловые фразы, но проходит несколько минут - и я думаю, что, во-первых, лучше говорить нелепо, но хоть говорить (а не как прежде - улыбчиво восторженно молчать), во-вторых, как говорит Рита, «Он подумает, что ты дурочка, но хорошая дурочка, ведь ты говоришь приятное».
А после мы с Джорджем продолжили банкет, но это уже совсем другая история. Вчера был восхитительный вечер. Господи, спасибо тебе в очередной раз за то, что существуют Роман Григорьевич, его театр и все эти небные люди. Всё.