К слову о вчерашнем Дне знаний. У нас недалеко от метро находится какой-то банковский колледж, каждое утро, соответственно, - студенческие миграции, и вчерашняя была первой в этом году - особенно шумной и яркой. И вот шла я против этой толпы будущих финансистов-экономистов и думала: господи, какое счастье, что я больше нигде не учусь. Какое счастье, что так и не пошла в аспирантуру. Ощущение непередаваемой свободы от.

Все мои годы учебы - десять школьных лет ради не полученной медали и пять ради красного диплома - были годами долженствования. И я чертовски от него устала. Думаю, я никогда не училась ради знаний или самого процесса (процесс - не любила никогда). Училась ради итогового задокументированного результата, ради навыков - и ради имиджа и ЧСВ. Зачастую ради последних двух - доказать всем вокруг и себе, что: лучшая. Мощное следствие семейного давления - нарочного, но всё же беззлобного - из-за которого не столько себе, сколько родителям принесла в итоге диплом. И вот эта потребность постоянно держать планку на высоте, быть первой и знать всё лучше всех за эти годы так основательно меня вымотала, что аспирантуру - с такими установками - я уже не потянула бы. Мне хотелось (и, возможно, хочется) ученую степень, но пока не настолько, чтобы ещё от трех до четырех с половиной лет постоянно быть что-то кому-то должной и постоянно пытаться соответствовать созданному образу.

По итогам: сейчас об упущенной в этом году аспирантуре не жалею. Наоборот, ощущаю невыносимую лёгкость бытия из-за того, что больше нет нужды официально, де-юре, учиться. Может быть, потом, когда-нибудь, всё-таки поступлю в неё или пойду получать вторую вышку, но не в ближайшую пару лет. Это время я намерена потратить на то, чтобы сочувствовать студенческим толпам и наслаждаться тем, что сама студенткой больше не являюсь.

И да: всегда завидовала людям, получающим удовольсвие от процесса учебы. Как человек, нацеленный на результат, а не на процесс, во всём, что не касается искусства, никогда этого не чувствовала и не понимала. Вы счастливцы. Меня же это «Я люблю учиться» всегда вгоняло в ступор - как можно любить это постоянное напряжение, не отпускающее давление, обязаловку, нескончаемое «Надо-надо-надо», нескончаемое «Должна-должна-должна», списки сделанного и не сделанного на неделю вперёд - и мучительное ожидание оценки (и речь не только о баллах). Вы оценили, как плохенько жить с синдромом отличницы, да?