Посмотрела вчера видеоверсию спектакля Театрального товарищества 814 Горе от ума (традиционно режиссура Дубовской, постановка ОЕ, 2000 год). И у меня со вчерашнего вечера никак не срастётся разорванный в клочья шаблон. Дело в том, что Александр Андреевич Чацкий - один из самых нелюбимых мною героев в русской литературе (в литературе вообще, пожалуй даже). Он первый в череде так называемых литературных эгоистов. Разумеется, прочтя пьесу в первый раз, я влюбилась отчаянно, Софью начала презирать, а фамусовская Москва так и подавно была трагикомично смешна. Но потом, по прошествии времени, однажды перечитав, я посмотрела на всё это под другим углом - и акценты сместились.

Ни в ком больше упоение самим собою и своей правильностью (бог с ней, с либеральностью; именно своей непогрешимостью и своим великолепием) не вызывало во мне большего раздражения.

Спасибо, народный артист России Олег Евгеньевич Меньшиков, вчера меня проняло. Притом даже, что единственное, что могло бы спасти для меня Чацкого, это огромная доза самоиронии; её не было тоже (огромной, по крайней мере). Но было что-то ещё - в этой насмешливости, в этой странно незамутнённой искренности и особенно в финальном монологе, что показало мне: такого Чацкого я могла бы полюбить. Но заметьте: вспоминая героя Грибоедова, - не люблю того и сейчас. В моей голове теперь два отдельных, трудно связуемых Чацких. Думаю, большего я сказать просто не в состоянии, это исчерпывающе.

Снова совершенно блестящ актёрский ансамбль, и если Софья и Лизанька меня сначала царапали (как бывает в большинстве случаев с актрисами на сцене - и их героинями), то потом - нет, пошло прекрасно. Даже сложно выделить кого-то конкретного. Плюс порадовали внезапные Башаров и Белый в небольших ролях. И конечно блистательная Екатерина Васильева, ах.

{и традиционно же - пикспам имени ОЕ.}