«Даже когда верующих глубоко возмущают те или иные чужеродные религиозные представления, это само по себе не обязательно порождает насилие - это касается и тогдашнего [Римская империя, IV век], и нынешнего мира. Насилие возникает тогда, когда у государства нет желания или возможности обуздать деятельность частных групп с сильной мотивацией. Такое бывает при слабости государства и падении общественных институтов или тогда, когда государство сознательно заключает союз с частными группами. В любом случае государство здесь утрачивает монополию на насилие (знаменитый термин социолога Макса Вебера), вследствие чего политическая стабильность оказывается под угрозой. Насилие порождает насилие, если его не сдерживает какая-либо внешняя сила.
<...> Вышедшие из-под контроля власти клирики, религиозные демагоги со своими священными боевиками, религиозные партии, присвоившие себе функции государства... Всё это напоминает худшие черты современного радикального ислама в Иране и Сомали, Ираке и Ливане. Тогда, как и сегодня, проблема заключалась не в свойствах самой религии, не в её доктринах или Писании, но в том, что государство не было способно контролировать насилие. Прошел всего век со дня обращения Римской империи, и христианские церкви начали себя вести точно так же, как сегодня себя ведут самые радикальные боевые исламские группировки. Это позволяет предположить, что насилие и нетерпимость, присущие современному исламу, ни в коей мере не являются, ели можно так сказать, ДНК этой религии, но просто отражают определенные социальные и политические условия».
© Филипп Дженкинс, Войны за Иисуса.


Ни убавить, ни прибавить. Вообще же - книга охватывает историю религиозных споров IV-VI веков, когда «Четыре патриарха, три императрицы и два императора решали, во что будут верить христиане следующие 1500 лет» ©, другими словами - когда определялась христология современного христианства. Кто есть Христос. На чем основывается вера. Едина Троица или нет. Человеком был сын Божий - или Богом. И всё это решали люди, монофизиты и/или миафизиты (ортодоксы), иногда далеко не самые благочестивые, на восьми Великих Вселенских Соборах. Очень терпимая, хорошо и доступно написанная книга.

P.S. Книжное, но об ином. Как тут не поверить в судьбу, если: в последние дни снова нырнула в Марину, как ныряют в омут - с головой и чтобы не выплыть. И сегодня обнаруживаю на почте письмо с Озона - в продаже появилась книга её переписки с Константином Родзевичем, которую я в продаже не чаяла увидеть уже, наверное, никогда. Мучительно желанная, страстно желанная книга, там - вся самая соль - боль - струна - Поэма Горы и Поэма Конца с содранной кожей. Но стоимость! Беда.