Вчера: Верди. Риголетто. Второй день мне вспоминаются слова легендарного оперного режиссера Бориса Покровского о том, что если бы ему вверили управление страной хотя бы на три дня, он бы закрыл на эти дни все развлекательные учреждения, оставив работать только оперные театры, и по телевидению показывали бы лишь оперу. Через три дня нация проснулась бы оздоровленной.

Есть расхожая фраза: «Оперу, увидев раз, можно или навсегда полюбить, или не полюбить уже никогда». Что-то в этой фразе мне всегда не давало покоя, какой-то подвох. И вчера я очень четко осознала, что. Люди сами не дают себе полюбить этот вид искусства (как и многие другие, впрочем), потому что - ну, скажите мне, драгоценные, каковы главные аргумента человека, выходящего из зала с отрицательными впечатлениями? «Это не моё, я этого не понимаю». Не раз ведь слышано. И в этом, мне кажется, основная проблема. Нам всем кажется, что искусство надо понимать, что надо объяснять, за что и почему ты любишь то или иное, а если человек не может рационализировать, не может разложить по полкам, если не может найти для себя пункт, за который зацепился бы сознанием, то первая и закономерная реакция - «Я этого не понимаю». Не понимаю значения банального либретто. Не знаю итальянского. Не вижу смысла в том, что люди что-то там непонятно поют на сцене. Не понимаю - и точка.

Беда в том, что понимать - не надо. Познание искусства и творческого акта интуитивно. Это не мои слова, это ещё до меня говорил Николай Бердяев. Не надо рационализировать и искать смысл в происходящем, надо просто себя отпустить.

Всё как в любви. Любовь - это не вопрос выбора и не вопрос принятия решения, это просто - происходит. Уже потом, из любви к четкому знанию, дабы оправдывать себя и происходящее, мы начинаем искать и придумывать, почему и за что. И сами верим, что эти «почему» и «за что» были с нами изначально.

читать дальше