Искусство ничего и никому не должно.
Театр, кино, литература, живопись, перформансы, скульптура - всё это ничего и никому не должно, никому и ничем не обязано, не обязано быть каким-то, не имеет ни глобальных целей, ни глобальных конкретных задач, кроме одной: что-то показать. Все цели и задачи искусства сводятся к его единственному функционалу: быть зеркалом. Не воспитывать. Не просвещать. Не облагораживать. Не оскорблять. Ничего - с морально-нравственных точек зрения - плохого, ничего - с них же - хорошего. Искусство - зеркало. Его функция - отражать то, что есть вокруг. Что бы это ни было, большое или малое, общее или частное, приглядное или неприглядное, - всё, что угодно, всё, что хотя бы раз и хоть где-то встретилось в реальной жизни, имеет право в тех или иных комбинациях встретиться в искусстве.
Собственно, это универсальный контраргумент для тех, кто спрашивает: «Вот государство финансирует театр [к примеру], даёт деньги на спектакли, режиссёры и актёры живут за счет бюджета и денег налогоплательщиков, значит, государство может заказывать музыку и решать, что показывать, а что не показывать». Нет, не может, потому что театр - не рынок (маленькое напоминание о торгующих в храме - один прекрасный человек их оттуда уже разок изгонял на заре нашей эры). Нет, не может, потому что театр [кино, литература, etc] существуют именно для того, чтобы то же государство видело себя со стороны, те же люди видели себя со стороны - честно, откровенно, иногда откровенно до наглого. Да, такие вещи существует (какие бы то ни было). Да, это (что бы то ни было) есть. Нет, государство, налогоплательщики (мы с вами), чиновники, религиозные организации не могут диктовать, потому что реальность им не подвластна (увы).
{дальше}