Moura
А на каррарском мраморе — взамен орнаментов и прочего витийства — пусть будет так: «Её любил Лозэн». Не надо — Изабэллы Чарторийской. ©
Давно не брала я в руки никаких рецензионных дилетантских шашек, но и на премьерах не была - дай бог памяти, и ради такого случая, как говорит мой комрад Katrusia, можно и «раскупориться».

Итак, премьерный «Мандельштам» (с удивительно и печально полупустым залом, но всё ещё будет). Вешая ярлыки (а между собою - изредка можно), то: если «В начале и в конце времён» - «социалка», то «Мандельштам» - неизбежно «политота» (так и нарекут) и «антисоветчина» (что особенно интересно в контексте общественной риторики про «Нет на вас Сталина» - вот смотрите, как и почто его нет, что было бы, если б был, и, может, не только «на нас», но и «на вас», потому что диктат - универсален).

Но всё это по верхам. Потому что и политика, и идеология, и социальные сдвиги - всё это земная кора, верхний пласт, до магмы и ядра ещё далеко. Роману Григорьевичу не столько интересна фигура Иосифа Сталина (вспомнить здесь Мастера и Маргариту, золото и серебро бутафорских гипертрофированных голов), сколько интересна великая, по сути, идея союза-тире-войны на уничтожение Творца и Власти, Поэта и Правителя, она не даёт покоя. Это не вопрос актуальности, для любого творящего тема не может быть не актуальна, вечный рефрен, тонкая красная линия.

Поэтому, право слово, прежде всего всего это Песнь Песней - песня и притча о Поэте. Не обязательно об О.Э., - о П о э т е как трансляторе, передатчике, руке, которой водят голоса, большие или маленькие, в его голове. С ними можно спорить, экспрессировать, ругаться (помните, как Дюма-отец писал свои романы?), можно подчиняться им, можно пытаться искать компромисс, но ни проиграть, ни выиграть у голосов невозможно, они в выигрыше априори, потому что есть, и тут борьба бессмысленна, и судьба любого созидавшего - поэта, писателя, художника, музыканта - тому подтверждение. Так вот, «Мандельштам» - тоже об этом. О победе голосов - неизбежной и оттого почти сладостной (великое смирение поэта перед своей дорогой).

{more}

@темы: Черным по белому, Театр, Тайна любви сильнее тайны смерти (с), ТРВ, Росчерком пера, На круги своя, Высокое искусство, Артист Саша крутится на стуле