Поймала вчера на канале "Культура" творческий вечер Светланы Крючковой, посвященный Марине Цветаевой (то есть, что значит поймала: поймала я утром анонс и после ждала весь день). Послушала и убедилась, что мне всё-таки очень сложно найти то исполнение, ту читку, то звучание стихов Марины, которое попало бы мне в волну, в самый нерв. Как и все поклонники, я, наверное, очень (слишком? - если только "слишком любя") капризна. Просто у меня - как и у каждого читающего, я думаю - свой ритм, свои акценты, своя манера
читать и воспринимать, и многое я читала бы иначе.
К слову, я вообще считаю, что лучшее восприятие стихов - восприятие зрительное, при чтении. На слух можно уловить тон, но смысл - нет. Смысл раскрывается, как цветочный бутон, - лепесток за лепестком, при каждом новом прочтении. Только видя перед собой текст, имея время и возможность
впитывать его глазами без помех, можно что-то понять. Уловить. Нащупать хотя бы верхушку айсберга. Чье-то же прочтение всегда субъективно - читающий вкладывает те интонации, ставит те акценты и раскрывает те смыслы, которые считает нужным и видит сам. Восприятие при чтении письменного текста - самое незамутненное и чистое, ибо это восприятие -
наедине.
Однако к чести замечательной, проникновенной, честной и рьяной Светланы Николаевны: она, во-первых, потрясающе уловила Марину, она
не проводит, - творит такие вечера часто, она очень четко уловила суть поэта, алую линию жизни. И, во-вторых, она по-новому открыла для меня "Писала я на аспидной доске...". Это стихотворение никогда не было у меня любимым, хотя я знала, сколь много, невыразимо много оно значило для самой Марины, какой огромный, искренний, мощный в нём посыл и какой силы чувства. Я просто никогда не ощущала его
своим, смысл не был для меня очевиден, не пронимал меня. И только вчера, услышав его в этой читке, я, наконец, поняла. Это был удар в грудь - болезненный, в самую сердцевину, волной боли пошедший по ребрам. Это было восхитительно по силе своей.
Изумительно читались Лебединый стан и Стихи к Чехии.
NB: Всё-таки ты очень много получаешь, когда находишь своего - одного - поэта. Любить можно многих, восхищаться многими и многих же читать. Но -
как и любовь - поэт должен быть один, пунктиром если не через жизнь, то хотя бы через длительный её период. Марина своей лирикой, стихами и прозой своей прошла со мной через очень многое. Я большая эгоистка в её отношении - такая же, впрочем, какой была и она сама со своим "
Мой Пушкин" - у меня так же: "
Моя Марина" - по имени, близко, ибо
ближе имени ничего нет между людьми. Имя остается даже тогда, когда человека нет рядом, когда между вами стена, время, "расстояния, версты, мили", клятвы и обещания, долги и платы, душевные векселя и договоры, подписанные чем-то алым в правом нижнем углу.
Если ты находишь своего поэта (как и писателя, художника, композитора, режиссера) - это уже больше, чем поэт. Это кто-то, кто встает за твоим плечом - правым ли, левым ли, не суть, не будет суеверны,
всё одно - и шепчет тебе: всё будет хорошо.
Или не будет.
Но это уже совсем другая история.
читать дальше